Устройство кондиционера в самолетах
Кондиционер в самолете необходим, чтобы каждый пассажир мог обезопасить себя от случайного инфицирования. При перелетах рядом могут сидеть люди с различными заболеваниями. Поэтому создана специальная система кондиционирования.
Содержание материала
Как устроена самолетная система вентиляции
Индивидуальные кондиционеры, которые есть над каждым пассажирским креслом, используют не тот воздух, которым дышат на земле. Он отбирается из рабочих двигателей. Первоначально он имеет температуру 500 градусов Цельсия.
Прежде чем этот состав попадет в кабину аэробуса, он проходит множественные ступени охлаждения. Поэтому на борту всегда прохладно, а влажность снижена. После забора из мотора, воздух делят на два потока: первый охлаждается и поступает в смеситель, а второй проходит через прямую линию кондиционера.
Следом происходит смешивание пришедших потоков, которые потом, как единое целое, поступают в гермокабину. Часть горячего двигательного воздуха проходит слабую обработку. В дальнейшем она направляется на обогрев внешней части кузова самолета. Это исключает обледенение крыльев и других частей лайнера.
Наледь на хвосте, концах крыльев по статистике самая частая причина авиакатастроф с летальным исходом.
Подогретый слегка воздух циркулирует в специальной системе, это небольшие патрубки, расположенные под обшивкой самолета.
Читайте на нашем сайте: причины головной боли и как с ней бороться при перелете.
Функции кондиционера в самолете
Кондиционер на борту самолета выполняет много полезных задач. Обеспечивает безопасность для организма человека. Если кто-то из пассажиров чихнул, микробы начинают быстро циркулировать в воздухе и попадают на слизистые оболочки. Чтобы этого не произошло, нужно во время полета запускать соответствующий тумблер над своим креслом.
Изучив особенности работы кондиционера в самолете, отмечают его следующие функции:
- безопасность для дыхания;
- предотвращение повышения артериального давления;
- предупреждение проблем с кожей;
- оптимальная атмосфера для новорожденных и грудничков.
Так как за бортом экстремальные условия, непосредственно в самолете установлены разные системы жизнеобеспечения. Такие же СКВ обеспечивают и кабину пилота.
Размещение кондиционера и его составные части
Над головой каждого пассажира есть кнопка запуска и сам отсек подачи потока кондиционированного воздуха. Состоит это приспособление из следующих деталей:
- распределитель воздуха;
- регулировщик давления;
- обогрев;
- охлаждение;
- регулятор температуры.
Подача и рециркуляция воздушных масс осуществляется одновременно в салоне, кабине экипажа, а также туалетах и уборных на борту.
Блоки авионики также имеют свою систему кондиционирования. Она обеспечивает оптимальные показатели температуры воздуха в них.
Также присутствуют рециркуляционные устройства для отсеков багажного отделения. В результате при посадке пассажиры забирают свой багаж без посторонних запахов и абсолютно не отличающиеся по температурным показателям.
Как и чем обрабатывают самолет от обледенелости можете узнать из статьи на нашем сайте.
Подробный принцип работы
Рассмотрим по пунктам, как функционирует кондиционер летательного аппарата:
- Воздух от двигателей температурой 500 градусов с давлением 1,6 мПа отбирается в специальный отсек.
- Далее происходит разделение на два потока, вследствие чего производится его смешивание в специальном блоке.
- Для охлаждения воздух поступает в теплообменники: турбохолодильники, топливно-воздушные радиаторы, а также воздухо-воздушные радиаторы.
- Соответственно происходит несколько степеней охлаждения.
- Каждая из них имеет свой диапазон температур, который и предоставляет отработанному воздуху.
- Вторичные ТХ и ВВР, расположенные в носках крыльев самолета, обеспечивают пришедшему воздуху температуру, пригодную для дыхания.
Автоматический регулятор температуры имеет соответствующий датчик, который располагается в кабине и трубопроводе. Также присутствует блок автоматического управления и исполнительный механизм.
В современных авиалайнерах система вентиляции редко оборудована заявленными датчиками, соответственно работа происходит автоматически.
При подаче чистого и охлажденного воздуха в кабине или салоне самолета может появиться туман. Он быстро рассеивается, поэтому пассажирам незачем пугаться.
Воздух на борту и его показатели
Воздух в самолете существенно отличается от того, который человек привык чувствовать. При этом разница для организма является значительной. Например, при взлете летательного аппарата пассажир начинает чувствовать некоторый дискомфорт на слизистых оболочках. Может заложить уши или начаться раздражение горла. Этому способствуют некоторые показатели.
Влажность воздуха
Этот параметр называют относительной влажностью воздуха. Ее величина составляет не более 20 %, чего очень мало для нормального функционирования дыхательной системы. В таких ситуациях человек обязан компенсировать недостаток влаги в собственном организме. Для этого на борту самолета предлагают различные освежающие напитки, воду. Во время длительных перелетов пренебрегать этим не стоит.
Особенности загрязнения воздуха
Комфорт и безопасность для дыхания на борту авиалайнеров достигается именно путем специальных средств и фильтров многократной очистки воздуха. Прежде чем воздух попадет в кабину экипажа или салон снова, он очищается.
Например, пассажир, являющийся носителем инфекции или пыль, попадающая на борт с ветром, а также с одежды людей. Чем выше концентрация пыли в воздухе на борту, тем серьезнее это влияет на состояние здоровья, соответственно, становится тяжелее дышать. В новых самолетах устанавливаются устройства-уловители, которые показывают количество вредных примесей в воздухе.
Читайте по ссылке: что делать, если закладывает и болят уши в самолете.
Как регулируют температуру воздуха в самолете
Тем, кто совершает полет впервые непонятно брать ли с собой на борт теплые вещи, ведь даже летом температура на большой высоте составляет –40 градусов. Современные авиалайнеры оборудованы системой отопления. Поэтому на борту самолетов поддерживается температура воздуха в диапазоне 15-20 градусов выше нуля.
Плюсовая температура поддерживается и в багажном отделении. Предположительный предел составляет 10-15 градусов тепла. Поэтому в отсеке можно перевозить продукты, а также лекарства без риска их порчи.
Принцип работы кондиционера при возгорании
В случае чрезвычайного происшествия на борту самолета, связанного с воспламенением, работа кондиционера происходит несколько иначе. Начинают срабатывать заслонки, которые предотвращают попадание дыма и гари в салон самолета от двигателя.
При таких авариях в системах запускается «вентиляция на малых высотах». Она работает при сильном задымлении кабины. Однако чтобы активировать этот режим, предварительно нужно снизить высоту полета до 4 000 метров, а затем только отключить датчик герметизации кабины и запустить систему кондиционирования воздуха.
Необходимость включения воздушного потока
Над каждым пассажирским креслом присутствует специальный пульт управления кондиционером и воздухозаборник, потребляющий поток и выдающий его обратно. Его нужно запускать сразу, как только самолет взлетел. Это делается для того, чтобы исключить попадание вирусов в организм. Благодаря воздушному барьеру происходит быстрое оседание патогенных микроорганизмов.
Однако, при выключении этой системы возникает еще одна проблема: при разговоре, чихании или кашле, вирусы активируются и снова поднимаются в воздух. Поэтому до завершения полета не рекомендуется выключать прибор. Если замерзли, лучше надеть теплую одежду.
Советуем ознакомиться со статьей на нашем сайте: что делать, если тошнит в самолете.
Кондиционер на борту самолета — это отдельная система, которая отвечает за несколько функций. Она создана специально для использования пассажирами. Каждый новый лайнер оборудован СКВ, поэтому бояться за собственную безопасность пассажиру не стоит.