Рейтинг авиакомпаний по безопасности полетов в 2023 году
Постоянно растущий уровень безопасности полетов каждый год приносит плоды в отрасли авиации. Еще в период с 1982 по 1991 год по отчету Межгосударственного авиационного комитета (МАК) индекс безопасности полетов Советского Союза составлял 0,08. В странах СНГ он доходил до 0,1 и чуть получше в США – 0,02. За показатель бралось отношение числа происшествий на 100 тыс. часов полета.
Внимательный анализ причин трагедий и управление безопасностью полетов вывели авиаперелеты на уровень доверия со стороны пассажиров. Опубликованные компанией IATA в 2014 г. цифры показали, что на 4,4 млн. полетов приходится 1 происшествие.
Содержание материала
Статистика крушений
По данным Всемирного Фонда, с января 2022 года по декабрь 2023 года зафиксировано более 20 воздушных происшествий, в результате которых погибло более 700 человек. Указано что в расчет брались только гражданские самолеты с вместительностью более 14 мест.
Чтобы постоянно держать пассажиров в курсе событий авиаперевозок, ИКАО представил свой проект – Электронную библиотеку итоговых отчетов. Портал был разработан в целях проведения уроков безопасности. С помощью него можно выполнить поиск по датам происшествий и ознакомиться с отчетом комиссии.
За все время существования воздушных путей только две авиакомпании могут похвастаться нулевым процентом несчастных случаев за последние 50 лет. Это австралийская компания Quantas – работает с 1922 года, и финская Finnair – с 1923 года. По данным JACDEC в целом зарегистрировано 22 мировые авиакомпании, за время существования которых не случалось серьезных катастроф.
Статистика авиакатастроф. Как посчитать статистику авиационных рисков?
Важно заметить, что база данных JACDEC по авариям ограничена 30 годами. Происшествия, которые случались во время учений, перевозки грузов, тестирований в расчет не берутся. Учитываются только рейсы с пассажирами на борту. В анализе безопасности принимают участие 60 крупнейших компаний мира.
Итак, представляем 20 лидеров авиакомпаний по безопасности перелетов 2022-2023 года.
Место в списке | Авиакомпания | Страна | Индекс безопасности |
1 | Cathay Pacific Airway | Китай, Гонконг | 0,006 |
2 | Emirates | ОАЭ | 0,007 |
3 | Eva Air | Тайвань | 0,008 |
4 | Qatar Airways | Катара | 0,009 |
5 | Hainan Airlines | Китай | 0,01 |
6 | КLM | Нидерланды | 0,01 |
7 | Air New Zealand | Новая Зеландия | 0,011 |
8 | Etihad Airways | ОАЭ | 0,013 |
9 | Japan Airlines | Япония | 0,015 |
10 | TAP Portugal | Португалия | 0,015 |
11 | Jetblue Airways | США | 0,016 |
12 | Lufthansa | Германия | 0,016 |
13 | Qantas | Австралия | 0,016 |
14 | Virgin Atlantic Airways | Великобритания | 0,017 |
15 | All Nippon Airways | Япония | 0,018 |
16 | Air Canada | Канада | 0,018 |
17 | Delta Air Lines | США | 0,018 |
18 | British Airways | Великобритания | 0,024 |
19 | Sichuan Airlines | Китай | 0,025 |
20 | Air Berlin | Германия | 0,025 |
В 2022 году австралийский Qantas не вошел в десятку, и оказался на 13 позиции. А японская компания Japan Airlines улучшила результаты прошлого года и поднялась с 44 места на 9.
Российские авиакомпании опять не вошли в 20 лучших по безопасности. Aeroflot-Russian сместился всего на одну позицию вверх (35 место). А Transaero Airlines вообще не принимала участия в анализе JACDEC.
Экспертный взгляд Швейцарии
По мнению экспертов швейцарского агентства ATRA опираться на историческую сводку аварийности самолетов не совсем верно. По сути любой воздушный транспорт подвержен внешним факторам и случается, что шансы на выживание пассажиров в большей степени зависят от квалификации пилота. Поэтому одним из критериев расчета коэффициента безопасности рейтинга ATRA считается уровень подготовки пилотов и диспетчеров.
После длительного анализа воздушных инцидентов и несчастных случаев, ATRA вывело 15 основных критериев безопасности полета:
- Финансовое положение компании;
- Коэффициент занятости пассажирских кресел;
- Количество сотрудников на борту и пилотов;
- Общее количество километража воздушного судна;
- Количество судов в эксплуатации и вне производства;
- Средний возраст действующих самолетов;
- Составляющий воздушный парк (Airbus или Boing);
- Число самолетов под угрозой;
- Число несчастных случаев за последние 10 лет.
Данные для расчета основываются на информации Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) и авиакосмического журнала Flight Global.
На свое рассмотрение ATRA выбрала 94 крупнейших по финансовым доходам авиакомпании. Из них первыми в рейтинге и самыми надежными оказались азиатские Air China, China Southern Airlines Group, американские – AMR Corporation, Delta Air Line, Southwest Airlines, United Continental Holdings, US Airways Group, европейские – Air France KLM Group и International Airlines Group (статистика 2014 года).
Оценку полного рейтинга агентство отказалось выставлять на широкую публику, объясняя тем, что развернутый анализ данных доступен только для профессиональных кругов.
Европейская программа SAFA
В 2004 году Европейское агентство авиационной безопасности (EASA) представило свой критерий оценки надежности – коэффициент SAFA. В отличие от растиражированных публичных рейтингов, на данный момент SAFA считается самым достоверным показателем надежности. Его признали все эксперты мирового авиасообщения. SAFA является своего рода итоговой оценкой Международного аудита эксплуатационной безопасности (IOSA)
Стоит заметить, для того чтобы получить сертификат IOSA, компании необходимо выдержать проверку более чем по 1000 пунктов требований безопасности полетов.
Суть присвоения коэффициента состоит в выборочной проверке иностранных самолетов, приземляющихся в ЕС, инспекторами Еврокомиссии. Предугадать, когда состоится проверка невозможно. Борт самолета подвергается тщательному осмотру по 54 пунктам на предмет технического состояние, возраста судов и документации. Из недочетов судна как раз выводится коэффициент SAFA.
Впоследствии, если проверенные самолеты одной авиакомпании набирают определенное количество штрафных баллов, то сама компания вносится в черный список ЕС. Таким образом, проводится постоянное управление и повышение безопасности полетов над территорией ЕС.
К сожалению, специалисты SAFA держат свои заключения в закрытом доступе. Известно одно, чем выше коэффициент компании, тем ниже ее надежность. Критическим порогом считается коэффициент 1.95. Авиакомпании получившие такую отметку входят в красную зону и попадают под прицел внимательного и регулярного наблюдения Еврокомиссией.
Российские компании, прошедшие проверку после сертификации EASA, предоставили свои оценки по коэффициенту безопасности.
Безопасность полетов. Документальный фильм
0,4-0,5 – “ЮТейр”, “Глобус”;
0,5-0,8 – “Ямал”, “Ред Вингс”, “Оренбургские авиалинии”, “Аэрофлот-Норд”, “Северный ветер”;
0,8 – 0,9 – “Донавиа”, “ГТК Россия”;
1,08 – “Трансаэро”;
1,25 – “Скай Экспресс”.
К порогу “красной зоны” приблизились компании “Владивосток-Авиа”, “Башкортостан”, “Авиалинии Дагестана”.
ТОП бюджетных компании по безопасности полетов от авиационного портала Airline Ratings
Оценивание портала ведется по семи звёздочной системе. Каждая звезда присваивается за определенные показатели, такие как число и характер происшествий, качество работы персонала и сервиса.
Участие в рейтинге берут 449 авиакомпаний. После того как звезды выставлены, Airline Ratings составляет топ лучших и худших авиаперевозчиков. Полученный список самых безопасных компаний мира мало чем отличается от мнения немецкого JACDEC и других экспертов.
А вот топ бюджетных компаний (лоукостов) точно порадует будущих пассажиров. Итак, представляем вам победителей номинации:
Virgin America, США | Jetstar, Австралия |
Aer Lingus, Ирландия | JetBlue Airways, США |
Thomas Cook Airlines, Великобритания | НК Express, Гонконг(Китай) |
Volaris, Мексика | Flybe, Великобритания |
TUIfly, Германия | Westjet, Канада |
В топ небезопасных перевозчиков 2023 г. попали компании из Индонезии, Непала и Суринам. Они получили 1 или 0 звезд:
Batik Air | SrivijayaAir |
Bluewing Airlines | Trans Nusa |
Citilink | Trigana Air Service |
Kal-Star Aviation | Wings Air |
Lion Air | Xpres Air |
Рейтинги по журналу The West Australian
Австралийский исследовательский центр The West Australian с 2013 года выпустил рубрику, в которой публикуется топ лучших и худших авиакомпаний. Критерии, по которым проводится анализ, разделяются на два рейтинга:
- по безопасности полетов
- по уровню обслуживания.
Исследование проводится по 435 компаниям, каждой из которых выставляется оценка максимум в 7 звезд. Каждая звезда присваивается за наличие или отсутствие определенного показателя.
Для рейтинга безопасности полетов их пять:
- Наличие сертификата IOSA – если он есть присуждается сразу 2 звезды;
- Есть ли авиакомпания в черном списке ЕС;
- Есть ли зарегистрированные смертельные случаи за последние 10 лет;
- Наличие разрешения FAA на полеты в США;
- Какой из критериев авиационной безопасности ИКАО пользуется страной, в которой находится авиакомпания.
Рейтинг качества обслуживания составляется по таким критериям:
- качество обслуживания на борту;
- питание во время полета;
- комфортабельность салона;
- уровень работы багажных служб;
- цена на билет.
Абсолютным лидером по безопасности и сервису, по мнению The West Australian, оказалась австралийская компания Qantas. Как пишут редакторы журнала, за 95 лет существования она обошла своих конкурентов и приблизилась к эталону мира авиасообщения.
10 самых безопасных авиакомпаний в мире
Журнал пополнился также списком сомнительных или небезопасных перевозчиков: индонезийские – Lion Air, Batik Air, Wings Air, Xpress Air, Trans Nusa и африканская – Bluewing Airline.
Российский Aeroflot получил высшую отметку по безопасности полетов и средний балл по сервису.
Начало безопасного полета – аэропорт
В погоне за рейтингами не стоит забывать, что на обеспечение безопасности воздушных судов влияют все виды контроля в аэропорту. Лидеры авиаперевозок уделяют повышенное внимание наблюдению за пассажирами в момент посадки на борт, используя новейшие технологии слежения и контроля. За всей процедурой дополнительно наблюдают психологи, выявляя подозрительное поведение среди пассажиров.
В планах IATA на 2023 год внедрить в аэропортах систему трех тоннелей. Где первый из них – для часто летающих клиентов, второй – для обычных, редких пассажиров, и третий – для ранее судимых и подозрительных граждан. Такое разделение поможет проводить более тщательную проверку людей с помощью сканеров в стенах тоннелей. И усилить досмотр в “группе риска”.

Еще бы рейтинг наших компаний опубликовали. Даже интересно было бы, кто и на каком месте. Желательно бы, по комфорту и по цене. По комфорту, мне кажется, что все где-то рядом, а вот по цене – сильный разброс бывает в одном направлении. Одни продают чуть ли не за 10 тыс., а “Нордавиа” за 4400 руб. Хотя тот же эконом, с тем же весом багажа и обедом… Не понимаю почему.
Летел Нордавиа рейсом Барселона-Москва в этом году. Очереди были на регистрацию чуть ли не до дверей аэропорта. Самолет задержали на два часа где-то. Даже видео записал, залью на наш канал на Ютуб в ближайшее время. Если кому интересно, дам ссылку. Вот видимо у них цены и такие по сравнению с Аэрофлотом, Уральскими Авиалиниями, S7 и другими. Хотя опять же, если билет будет стоить на Нордавиа в 2 раза меньше чем у других компаний, я полечу за такие деньги. Просто с меньшим комфортом и понимая, что могут задержать рейс, придется постоять долго у стоек регистрации и т.п. Сам я просто захожу всегда захожу на сайт avisales.ru, сравниваю цены у всех компаний и беру самый недорогой билет. Если разница в 100-500 рублей, то беру более известную компанию.
Я вообще боюсь летать самолетами. Не полечу, даже если мне дадут за перелет 1 млн долларов. Летают только сумасшедшие…
Ну, тогда Вам и шариковой ручкой лучше не пользоваться, так как, подавившись ею, ежегодно в мире гибнет более 100 человек! Аэрофобия излечима. Не затягивайте.
Молодец!
И я боюсь летать, но путешествовать по миру люблю больше… Настраиваю себя на положительные мысли, хорошо кстати помогает мне просмотр видеороликов со взлетами и посадками самолетов, на ютуб много таких, как-то привыкаешь и успокаиваешься. Еще понравился триптофан эваларовский, начала пить за неделю до полета и вообще не ощутила этой нарастающей ко дню Х паники, и главное, что не лекарство это, а полезная для всех аминокислота, усиленная витаминами группы В.
Во многом согласен с автором статьи. Часто летаю на самолетах, и эта информация очень интересна для меня. Факт в том, что всегда есть риски, риски особенно там, где не следят за безопасностью. Думаю, что многим странам нужно сплотиться против терроризма, действовать сплоченнее. Особенно важно обновление авиапарка, как говорилось в статье, а еще и как можно чаще проводить диагностику оборудования самолета.
Добрый день, интересная статья, особенно для международных полетов.
К сожалению, большинство отечественных аэропортов и авиакомпаний, скажем мягко, воздерживаются от публичного освещения предпосылок к ЧП…
К еще большему сожалению, подавляющее число россиян в силу экономических реалий и русского “авось” в первую очередь озабочены стоимостью услуг, весом бесплатного багажа, комфортом и почти в последнюю – безопасностью, которая, как Вы совершенно правильно отмечаете, начинается с аэропорта.
В силу указанных и других факторов для составления реального рейтинга безопасности требуется “суверенная” методика, которая предусматривает выявление, формулирование и оценку фактических рисков, в том числе присущих только России…
SAFA, конечно, классно, но более 90% российских граждан и летательных аппаратов вряд ли когда-нибудь попадут под юрисдикцию этой Программы…