Промышленность Японии
Большая часть мирового сообщества удивлена тем, как организована промышленность Японии. Многие не могут понять, как государство средних размеров, занимающее архипелаг без каких-либо залежей полезных ископаемых, уже много десятилетий находится среди лидеров мировой экономики.
А ведь буквально 70–80 лет назад японские товары не пользовались спросом, так как качество их изготовления оставляло желать лучшего.
Правила въезда в страну можно узнать на нашем сайте.
Содержание материала
Кратко о территории и населении
Японское государство (официально Нихон коку) раскинулось на архипелаге из 4000 островов Азиатско-Тихоокеанского региона. Вереница кусочков суши растянулась на 3500 км. Основное население сосредоточено на четырех самым крупных островах.
Относительно небольшая территория Японии вмещает 127 млн человек. Страна входит в топ-10 государств мира по численности населения в 2024 году.
Самые крупные и густонаселённые острова Японии
Название острова | Площадь, км² | Численность населения, млн чел. |
Кюсю | 35 640 | 12 |
Сикоку | 18 800 | 1,14 |
Хоккайдо | 83 400 | 5,34 |
Хонсю | 227 969 | 104 |
Акватория государства состоит из множества бухт и заливов. Благодаря омывающим архипелаг трём морям и Тихому океану Страна восходящего солнца богата морской флорой и фауной.
Больше информации о Японии Вы узнаете из видео, представленном ниже.
Однако специалисты ООН прогнозируют ухудшение демографической обстановки в государстве и снижение численности местных жителей до 107 млн человек к 2050 году. Это следствие низкого уровня деторождаемости. Сейчас на 100 матерей приходится 146 новорожденных, а для хорошей демографии должно быть не менее 200 младенцев.
Японцы — довольно здоровая нация. Средняя продолжительность жизни здесь 80 лет у мужчин, и 86 лет у женщин. И этот показатель постепенно растёт.
К 2095 году средняя продолжительность жизни японца составит 93,7 года. По национальному составу страна на 99 % состоит из коренного населения. В оставшийся 1 % входят корейцы, китайцы и европейцы.
Почти 100 млн человек являются жителями городов, 12 из которых города-миллионники.
*Самый густонаселённый мегаполис Японии — это столица государства Токио. Здесь проживает около 9 млн человек.
Подробнее о жизни в Японии можно узнать здесь.
Промышленность
Со второй половины ХХ века экономическая доктрина японской промышленности была в корне пересмотрена государством. Помимо поддержки флагмана экономики, коим являлась лёгкая промышленность, приоритет был отдан тяжёлой индустрии. Особую нишу выделили для наукоёмких разработок.
Уже к 70-м годам Страна восходящего солнца удивляла весь мир опережающими темпами развития в таких отраслях, как электроника, приборостроение, машиностроение, судостроение, медицина и наука.
Автомобилестроение
Более 45 лет автомобилестроение Японии является одним из самых развитых в мире. Крупнейшие центры сформированы в таких индустриальных районах, как Токио, Иокогама, Нагоя, Осака, Кобе. На сегодняшний день эта отрасль по праву определяет лицо Японии.
Несмотря на автоматизацию процессов, в индустрии трудится около шести млн человек по всему миру и примерно 700 тысяч в самой стране. Автомобилестроение обеспечивает 1/10 часть ВВП государства.
Активное развитие производства машин началось в середине 1920-х годов. Триггером для автомобилестроения стало землетрясение 1923 года. Природный катаклизм разрушил железнодорожные и трамвайные пути.
Стране потребовались грузовики, автобусы и легковые машины. Изначально свои заводы недалеко от Токио построили американские компании «Форд» и «Дженерал моторс». В период Второй мировой войны производственные мощности были уничтожены бомбардировками.
К 50-м годам большую часть предприятий удалось восстановить, и первый выпуск машин составил 30 000 единиц в год. Война в Корее (между Севером и Югом) глобально отразилась на японском автомобилестроении. Армия США заказывала для своих нужд огромные партии грузовых и легковых машин «Тойота», «Ниссан», «Исудзу».
В этом видео рассказывается о зарождении, развитии и становлении машиностроения японской автопромышленности.
Вместе с объёмом росло и качество продукции. По окончании военных действий «японский станок» было не остановить. К 1980 году Нихон коку обогнала Америку по количеству выпускаемых автомобилей, заняв первое место в мире.
Количество производимых автомобилей в США и Японии (тыс. штук, 1960–2005 гг.)
Страна | 1960 г. | 1970 г. | 1980 г. | 1985 г. | 1990 г. | 1995 г. | 2000 г. | 2005 г. |
Япония | 760 | 5290 | 11 045 | 12 300 | 13 490 | 10 195 | 9480 | 11 500 |
США | 7870 | 7830 | 8010 | 11 430 | 9780 | 12 065 | 12 775 | 11 300 |
После топливного кризиса 1973–1974 гг. экономичные японские автомобили захватили американский рынок и продолжают на нём доминировать до настоящего времени. Флагманские автоконцерны «Тойота», «Ниссан», «Хонда» и «Мазда» имеют сеть производственных мощностей в США и других уголках мира. Машины качественные и пользуются заслуженным уважением у автовладельцев любого государства.
Электроника
Общее развитие тяжёлой промышленности и науки с 1950-х напрямую повлияло на бурное развитие электроники в Японии. Вместе с автомобилями страна начала экспортировать технически сложные товары. В конце 60-х годов японские радиоприёмники и телевизоры стали лучше американских.
К середине 80-х рынки Запада были забиты видеомагнитофонами и видеокамерами из Страны восходящего солнца. Япония осуществила невероятный технологический прорыв в этой отрасли. Начались разработки и изготовление более сложной техники — компьютеров.
Сейчас в индустрии электроники трудится около 1,6 млн японцев. Больше половины из них работают над новыми видами связи.
С доступными вакансиями и заработной платой в Японии можно ознакомиться на нашем сайте.
Авиастроение
Серьёзное развитие авиастроительной отрасли началось в 70-х гг. Западные страны всячески препятствовали этому после Второй мировой войны, но в итоге решились на компромисс. Было выдвинуто главное условие — развитие гражданского авиастроения.
Однако японцам позволили вести разработку летательных аппаратов для военных нужд США. Основная проблема для внутреннего авиастроения оказалась в зависимости от технологий Америки и стран Западной Европы. Индустрия нуждалась в производственных разработках силовых установок и в большом количестве комплектующих, которые Япония не в силах была произвести.
На сегодняшний день в стране зарегистрировано 146 предприятий, занимающихся разработкой и производством авиационной техники. Существующие мощности способны удовлетворить 96 % внутренних потребностей.
Самые крупные авиапроизводители:
- Мицубиси Хэви Индастриз.
- Кавасаки Хэви Индастриз.
- Фудзи Хэви Индастриз.
- IHI — лидер японского авиационного двигателестроения.
*Для Боинга 787 Dreamliner («Самолёта мечты») компания Mitsubishi Heavy Industries производит центроплан с консолями крыла и некоторые модули фюзеляжа.
Судостроение
Древнейшая промышленность Японии, судостроение, на протяжении многих веков оставалась ведущей. Современные производственные мощности судостроительной промышленности позволяют строить корабли всех типов и предназначений.
Центр индустриального и промышленного района Канто раскинулся между Кавасаки, Токио и Йокохамой. Всего в Японии зарегистрировано 75 судостроительных компаний. Ведущими предприятиями являются «Юниверсал шипбилдинг» (США), «Мицубиси», «Кавасаки» и «Сасебо».
В данный период спрос на гражданские суда падает из-за снижения корабельных перевозок. На уменьшение продаж влияет и растущая конкуренция. Но отрасль чувствует себя хорошо, так как значительно увеличились заказы от военных.
Многие компании оборудовали верфи под строительство авиа, вертолётоносцев и других кораблей для ВМФ Японии и США.
Робототехника
Вместе с развитием электроники стремительно начала развиваться отрасль робототехники. Первый робот в мире был создан в Японии в середине 60-х гг. Сейчас эта промышленность является одной из ведущих в стране и практически не имеет конкурентов в мире.
Правительство принимает активное участие в развитии отрасли, предоставляя изобретателям льготные условия труда.
На данный момент Япония производит около 45 % промышленных роботов от общего количества в мире. Ведущими организациями по разработке робототехнических средств являются национальные университеты Айзу, Ивасаки, Тохоку, Цукуба, Хоккайдо, Рицумейкан, Кагава, а также политехнический институт в городе Шибаура. Особый интерес к дистанционно управляемой робототехнике проявляют военные Японии и США.
Какими способностями наделены роботы узнайте из видео, представленном ниже.
Инновации очень пригодились и в медицинской отрасли. Основными разработчиками и производителями роботов являются компании Sony, Honda, Toyota, Mitsubishi Electric, Panasonic, Kawasaki и Yamaha.
*Исследовательский институт Mitsubishi сделал в 2023 году доклад, согласно которому к 2030 году роботы займут 7,4 млн человеческих рабочих мест в стране.
Химическая промышленность
Основной толчок химиндустрия ощутила в 60-х гг. при возросшем спросе на энергию, которая вырабатывалась за счёт газонефтепродуктов. Именно отходы нефтепродуктов и стали отличным сырьём для химической промышленности.
В данный период Японская химиндустрия является фаворитом на Азиатском рынке и занимает второе место в мире. Основными производителями товаров этого сегмента являются такие корпорации:
- Асахи Кэмикл;
- Асахи Глас;
- Фудзи Фото Филм;
- Секисуи Кэмикл;
- Мицубиси Кэмикл.
Практически все компании заняты нефтехимией. В зависимости от специализации, предприятия изготавливают синтетический каучук, полимеры, химические волокна и другое. Дополнительно к нефтехимии корпорации занимаются изготовлением биохимии, к которой относятся лекарственные препараты и удобрения.
Также стоит упомянуть про экологию страны. Более подробно об экологии узнайте здесь.
Лёгкая промышленность
Ещё одна из древнейших отраслей Японии — лёгкая промышленность. Этот национальный сектор всегда находился в спектре интересов как внутри страны, так и за её пределами. Основным коньком было производство пряжи из шёлка и изготовление керамики.
В данный период практически вся продукция производится на крупных фабриках, оснащённых роботизированными станками. Вместо изделий из шёлка, приоритет отдан хлопчатобумажным и шерстяным товарам.
Керамика осталась более консервативной, но также производится в промышленных масштабах. Почти 75 % продукции отправляется на экспорт. Многие почитатели керамических изделий с грустью подмечают, что в современных японских произведениях угадывается влияние Запада.
Пищевая промышленность
Большую часть пищевой продукции Япония вынуждена производить из импортного сырья. Кроме даров океана и рисовых плантаций, в стране довольно ограничены возможности для производства собственного сырья. Практически всё, что изготавливается, остаётся на внутреннем рынке.
Среди японцев модно употреблять в пищу органические продукты, относящиеся к здоровому питанию.
Сельское хозяйство
Почти 6,5 % населения Японии занято в сфере сельского хозяйства. Благодаря этой отрасли ВВП страны получает 2 %. В большей степени индустрия ориентирована на производство продовольственных товаров.
Подробнее о сельском хозяйстве узнайте из видео, представленном ниже.
Под с/х угодья отпущено почти 13 % территории архипелага. Основная выращиваемая культура — это рис. Много площадей засеяно плодовыми и овощными культурами. Помимо растениеводства, фермеры держат крупный рогатый скот, разводят свиней и птицу.
Значительная часть прибрежного населения занимается рыболовством и содержанием ферм по выращиванию морских животных и растений. Морская флора и фауна также предназначена для употребления в пищу.
В Японии зарегистрировано около 400 000 рыболовецких судов и построено свыше 3000 портов для разгрузки рыбы.
Энергетика
На территории Японии и в территориальных водах отсутствуют нефтяные месторождения. Почти 95 % газа и нефти страна вынуждена покупать для обеспечения своих потребностей. Но статус потребителя не мешает японцам занимать третье место в мире по выработке электроэнергии, уступая КНР и США.
Преобладающее большинство электростанций в стране — ТЭС, чуть меньше по количеству ГЭС. С середины 70-х годов Япония эксплуатирует атомные электростанции. Сейчас в стране 17 АЭС, среди которых самая мощная в мире Касивадзаки-Карива.
Из общего количества энергоблоков, составляющих 42 реактора, только девять эксплуатируются. Остальные находятся на аттестации и консервации после взрыва на АЭС Фукусима-1 в 2011 году. Специалисты-ядерщики пересматривают параметры безопасности, учитывая угрозу сейсмической активности.
Очень популярное развитие получило производство энергии Солнца. В ближайшем будущем правительство хочет добиться полного перевода энергосистемы страны на солнечную энергию, отказавшись от ядерной.
Сейчас Япония находится на четвертом месте в мире по суммарной мощности электроэнергии, произведённой от солнечных батарей объёмом 13 ГВт. Лидируют Германия, Китай и Италия.
Металлургия
Главный ажиотаж в чёрной металлургии пришёлся на 60–70-е годы ХХ столетия. Однако после топливного кризиса 1973–1974 гг. спрос на металл стал постепенно снижаться.
Своих запасов чёрной и цветной руды на архипелаге нет. Несмотря на это, в стране продолжают работать металлургические комбинаты, большинство из которых — производства полного цикла.
Главными импортёрами ресурсов являются Индия, ЮАР и США, поставляющие 99 % необходимой руды. Основные центры по металлообработке находятся на побережье страны, вблизи портовых зон. А некоторые комбинаты расположены не на берегу, а на специально намытых для металлургических комбинатов площадках.
Например, крупнейший комбинат в Фукуяме расположен между двумя причалами — принимающим сырьё и отгружающим готовую продукцию. В общей сложности после переработки Япония экспортирует порядка 25 млн тонн стали в год.
Не все подвластно роботам, на производстве в Японии еще существует ручной труд. Более подробно Вы сможете узнать об этом из видео, представленном ниже.
Заключение
Япония доказала, что необязательно обладать богатой сырьевой базой для благополучного существования государства. Стоит отметить такие качества населения, как исключительное трудолюбие, жёсткая дисциплина, аккуратность, терпение, коллективизм и желание учиться. Это основа для процветания экономики страны.