Уровень и доза радиации во время перелета в самолете
Современный человек привык экономить время, поэтому многие сменили поезда и автомобили на перелеты авиатранспортом. Но появилась новая проблема: радиация в самолете. Опасно ли это для пассажиров?
Содержание материала
Радиация в полете
Как понять, действительно ли во время полета повышается радиационное излучение или это миф, выдуманный журналистами? И есть ли что-то, о чем молчат авиакомпании?
Авиамаршруты проходят сегодня через территории всех стран мира. Чтобы полеты происходили безопасно и самолеты не сталкивались, воздушное пространство каждого государства разделено на специальные коридоры.
На высоте до 8000 м проложены маршруты для коротких рейсов. А вот для длительных — в верхних коридорах, от 10 000 до 12 000 м. Чем выше проходит полет, тем меньше воздушное судно защищает оболочка земного шара. Она разжижается, и космические лучи свободно могут проникать через нее.
Именно из-за этого повышается радиационный фон на борту самолетов, которые поднимаются выше 8000–9000 метров.
Но это не единственная причина повышения радиации. Ее фон может измениться при попадании самолетов в грозовые облака, когда происходит выброс гамма-лучей. Вот поэтому летчики всегда стараются в полете, если есть возможность, обойти грозовой фронт стороной.
Аналогичная ситуация происходит и при воздействии солнечных лучей: радиационный фон может также повышаться.
Специалисты и обычные пассажиры неоднократно проводили испытания: замеряли уровень радиации в самолете во время полетов на разной высоте. И полученные результаты действительно впечатляют:
- На земле показатели дозиметра составляли около 9 мкР/ч.
- Когда самолет достигал высоты 2000, дозиметр показывал около 34 мкР/ч.
- Подъем на высоту 8000 м и больше приводил к тому, что показания поднимались до уровня 125 мкР/ч. Данная цифра является довольно высокой, поэтому даже индикатор на приборе загорался красным светом, предупреждая о большой дозе радиации.
- После посадки авиалайнера показания изменялись до нормы в 8–9 мкР/ч.
Чтобы полностью разобраться в этом вопросе, необходимо знать, каков допустимый порог.
Норма — от 10–12 мкР/ч. Такую дозу получают постоянно все жители планеты. Конечно, сюда не входят зоны с повышенным радиационным фоном — Чернобыль и другие подобные места, где деятельность человека привела к катастрофам.
Например, в Припяти радиационный уровень — от 60 до 400 мкР/ч. Рядом с саркофагом доза облучения составляет 500–800 мкР/ч.
Опасны ли подобные условия для людей?
Так как облучение в самолете — факт доказанный, те, кому приходится пользоваться авиатранспортом, беспокоятся: что нужно делать, чтобы защититься?
Согласно заверениям медиков, радиационное излучение, полученное на борту воздушного транспорта неопасно, так как не является высоким. Его можно сравнить с походом во флюорографический кабинет, в котором рентгеном просвечивают грудную клетку. Поэтому нечастые перелеты безопасны, беспокоиться не стоит.
Кроме того, важен в данном случае и такой параметр, как рейс. Если он проходит близко к одному из полюсов планеты, есть повод для беспокойства: там действие частиц сильнее. Это как раз тот факт, который умалчивают все авиакомпании из-за своей выгоды.
Дело в том, что в районах, приближенных к полюсам, отсутствуют сильные ветры, поэтому можно сэкономить топливо. Более того, рейсы в таком случае получаются короче, что тоже экономически выгодно. Один из примеров — рейс Сидней — Чили: через полюс его длительность сокращается едва ли не в два раза.
Вся приведенная выше информация — серьезный повод, чтобы задуматься о смене транспорта тем, кто летает на длительные расстояния довольно часто. Минимум два раза в месяц: постоянные перелеты все-таки опасны.
А как же летчики? Ведь им приходится совершать рейсы регулярно, и если они длительны, радиация в самолете для них рискованна.
Кабина пилотов защищена намного лучше, чем остальная часть самолета — это факт, о котором не говорят авиакомпании. Летчики проводят в воздухе очень много времени и, таким образом, максимально уменьшаются возможные риски для их здоровья.
Рекомендуем видео:
Последствия облучения: чем чреваты частые полеты?
Врачи провели исследования и выяснили, что именно у стюардесс чаще всего диагностируют меланому и другие онкологические заболевания — рак кожи и груди. Это и есть реальные последствия влияния радиации при перелетах. Стюардессам приходится постоянно находиться в салоне самолета, поэтому на них воздействует такой же уровень радиации, как и на пассажиров.
Кроме риска возникновения онкологических заболеваний, постоянные перелеты воздействуют на работу всего организма человека. Во время полета происходят следующие изменения:
- Нарушается работа кардиоваскулярной системы, что ведет к быстрой утомляемости.
- Физически организм изнашивается намного быстрее.
- Нарушается деятельность сердечно-сосудистой системы.
Но есть один факт, способный нарушить утверждения врачей о воздействии радиации в полете. Хотя, кажется, что частые перелеты вредны из-за того, что человек часто подвергается излучению, это не означает облучения.
Например, жители Корнуолла живут в местности, где из-за радона уровень радиации постоянно в три раза превышает норму. Но они чувствуют себя хорошо.
Вывод: организм адаптируется, привыкает к новым условиям и не поддается их вредному воздействию. Доказательством этому служат и жители чернобыльской зоны: они проживают на зараженной территории более 30 лет, выращивают овощи-фрукты для себя и не умирают от рака. Причем это не молодые люди, а женщины и мужчины, давно преодолевшие пенсионный рубеж.
Приведенные примеры отвергают утверждение, что облучение, полученное при полете на самолете, может стать причиной различных проблем со здоровьем. Соответственно, если соблюдать все правила безопасности, отправляться в авиапутешествия могут даже пожилые люди и беременные женщины — при перелетах ничего им не грозит.
Реальная угроза
Таковая существует. Опасность может представить радиация в том случае, когда самолет попадает в грозу: каждый пассажир или член экипажа получает дозу, равную той, что бывает при томографическом исследовании. Для жизни это неопасно, но неприятные ощущения могут иметь место: тошнота, недомогание, легкое головокружение.
После подобной ситуации лучше всего некоторые медицинские процедуры не проходить. Речь идет о рентгене и МРТ.
Угрозу могут представлять и вспышки на солнце.
До нашей планеты лучи надвысоких энергий долетают в кратчайшие сроки. Тем, кто в этот момент будет находиться в воздухе, можно только посочувствовать. Они будут подвержены ощутимому воздействию радиации.
Насколько действенным будет это воздействие, невозможно предсказать. Но если влияние будет неоднократным, могут развиться различные очень серьезные заболевания.
В настоящее время пока еще нет исследований данного явления и особенностей его влияния на человека. Но зато есть факты: в 2003 году на Солнце были зафиксированы вспышки. Пассажиры рейса Чикаго — Пекин попали под поток излучения, и все ощутили сильное недомогание.
Обычно рейсы, не проходящие через полюс, подобным излучениям практически не подвержены, поэтому считаются безопасными. Хотя, как подтверждает данный факт, во время солнечной активности возможны и такие случаи.
Популярные мифы
Узнав о возможной опасности, человек старается принять меры. Но иногда такая забота о себе может принести только вред:
- Есть мнение, что если превышены дозы радиации, то их выводит из организма алкоголь. Если перелеты частые, есть риск приобрести вредную привычку и причинить своему организму еще больший вред.
- Некоторые говорят, что лучше всего летать ночью, когда солнце спрятано за горизонтом. И солнечное излучение, и космические лучи могут влиять и днем, и в ночное время. Ночной перелет только нарушит привычный график жизни, что особенно вредно для сердечников и гипертоников.
Поэтому излишние переживания лучше всего оставить и передать заботу о себе в руки специалистов авиакомпаний. Именно они, заботясь о здоровье своих сотрудников и пассажиров, проводят мониторинг прогнозов солнечной активности. На основе полученных данных затем в высоту полетов и вносятся поправки.