Уровень и доза радиации во время перелета в самолете

Современный человек привык экономить время, поэтому многие сменили поезда и автомобили на перелеты авиатранспортом. Но появилась новая проблема: радиация в самолете. Опасно ли это для пассажиров?

Самолет

Радиация в полете

Как понять, действительно ли во время полета повышается радиационное излучение или это миф, выдуманный журналистами? И есть ли что-то, о чем молчат авиакомпании?

Авиамаршруты проходят сегодня через территории всех стран мира. Чтобы полеты происходили безопасно и самолеты не сталкивались, воздушное пространство каждого государства разделено на специальные коридоры.

На высоте до 8000 м проложены маршруты для коротких рейсов. А вот для длительных — в верхних коридорах, от 10 000 до 12 000 м. Чем выше проходит полет, тем меньше воздушное судно защищает оболочка земного шара. Она разжижается, и космические лучи свободно могут проникать через нее.

Именно из-за этого повышается радиационный фон на борту самолетов, которые поднимаются выше 8000–9000 метров.

График доза радиации

Зависимость дозы излучения от времени полета

Но это не единственная причина повышения радиации. Ее фон может измениться при попадании самолетов в грозовые облака, когда происходит выброс гамма-лучей. Вот поэтому летчики всегда стараются в полете, если есть возможность, обойти грозовой фронт стороной.

Аналогичная ситуация происходит и при воздействии солнечных лучей: радиационный фон может также повышаться.

Специалисты и обычные пассажиры неоднократно проводили испытания: замеряли уровень радиации в самолете во время полетов на разной высоте. И полученные результаты действительно впечатляют:

  1. На земле показатели дозиметра составляли около 9 мкР/ч.
  2. Когда самолет достигал высоты 2000, дозиметр показывал около 34 мкР/ч.
  3. Подъем на высоту 8000 м и больше приводил к тому, что показания поднимались до уровня 125 мкР/ч. Данная цифра является довольно высокой, поэтому даже индикатор на приборе загорался красным светом, предупреждая о большой дозе радиации.
  4. После посадки авиалайнера показания изменялись до нормы в 8–9 мкР/ч.

Чтобы полностью разобраться в этом вопросе, необходимо знать, каков допустимый порог.

Норма — от 10–12 мкР/ч. Такую дозу получают постоянно все жители планеты. Конечно, сюда не входят зоны с повышенным радиационным фоном — Чернобыль и другие подобные места, где деятельность человека привела к катастрофам.

Например, в Припяти радиационный уровень — от 60 до 400 мкР/ч. Рядом с саркофагом доза облучения составляет 500–800 мкР/ч.

Опасны ли подобные условия для людей?

Так как облучение в самолете — факт доказанный, те, кому приходится пользоваться авиатранспортом, беспокоятся: что нужно делать, чтобы защититься?

Согласно заверениям медиков, радиационное излучение, полученное на борту воздушного транспорта неопасно, так как не является высоким. Его можно сравнить с походом во флюорографический кабинет, в котором рентгеном просвечивают грудную клетку. Поэтому нечастые перелеты безопасны, беспокоиться не стоит.

Кроме того, важен в данном случае и такой параметр, как рейс. Если он проходит близко к одному из полюсов планеты, есть повод для беспокойства: там действие частиц сильнее. Это как раз тот факт, который умалчивают все авиакомпании из-за своей выгоды.

Источники радиоактивного излучения

Источники радиоактивного излучения для человека

Дело в том, что в районах, приближенных к полюсам, отсутствуют сильные ветры, поэтому можно сэкономить топливо. Более того, рейсы в таком случае получаются короче, что тоже экономически выгодно. Один из примеров — рейс Сидней — Чили: через полюс его длительность сокращается едва ли не в два раза.

Вся приведенная выше информация — серьезный повод, чтобы задуматься о смене транспорта тем, кто летает на длительные расстояния довольно часто. Минимум два раза в месяц: постоянные перелеты все-таки опасны.

А как же летчики? Ведь им приходится совершать рейсы регулярно, и если они длительны, радиация в самолете для них рискованна.

Кабина пилотов защищена намного лучше, чем остальная часть самолета — это факт, о котором не говорят авиакомпании. Летчики проводят в воздухе очень много времени и, таким образом, максимально уменьшаются возможные риски для их здоровья.

Рекомендуем видео:

Последствия облучения: чем чреваты частые полеты?

Врачи провели исследования и выяснили, что именно у стюардесс чаще всего диагностируют меланому и другие онкологические заболевания — рак кожи и груди. Это и есть реальные последствия влияния радиации при перелетах. Стюардессам приходится постоянно находиться в салоне самолета, поэтому на них воздействует такой же уровень радиации, как и на пассажиров.

Кроме риска возникновения онкологических заболеваний, постоянные перелеты воздействуют на работу всего организма человека. Во время полета происходят следующие изменения:

  1. Нарушается работа кардиоваскулярной системы, что ведет к быстрой утомляемости.
  2. Физически организм изнашивается намного быстрее.
  3. Нарушается деятельность сердечно-сосудистой системы.

Но есть один факт, способный нарушить утверждения врачей о воздействии радиации в полете. Хотя, кажется, что частые перелеты вредны из-за того, что человек часто подвергается излучению, это не означает облучения.

Влияние радиации на организм

Как радиация влияет на здоровье человека

Например, жители Корнуолла живут в местности, где из-за радона уровень радиации постоянно в три раза превышает норму. Но они чувствуют себя хорошо.

Вывод: организм адаптируется, привыкает к новым условиям и не поддается их вредному воздействию. Доказательством этому служат и жители чернобыльской зоны: они проживают на зараженной территории более 30 лет, выращивают овощи-фрукты для себя и не умирают от рака. Причем это не молодые люди, а женщины и мужчины, давно преодолевшие пенсионный рубеж.

Приведенные примеры отвергают утверждение, что облучение, полученное при полете на самолете, может стать причиной различных проблем со здоровьем. Соответственно, если соблюдать все правила безопасности, отправляться в авиапутешествия могут даже пожилые люди и беременные женщины — при перелетах ничего им не грозит.

Реальная угроза

Таковая существует. Опасность может представить радиация в том случае, когда самолет попадает в грозу: каждый пассажир или член экипажа получает дозу, равную той, что бывает при томографическом исследовании. Для жизни это неопасно, но неприятные ощущения могут иметь место: тошнота, недомогание, легкое головокружение.

После подобной ситуации лучше всего некоторые медицинские процедуры не проходить. Речь идет о рентгене и МРТ.

Угрозу могут представлять и вспышки на солнце.

Вспышки на солнце

Раз в 11 лет от звезды выделяется радиация пикового уровня, в настоящее время данные процессы максимально активны, происходит сильный коронарный выброс веществ

До нашей планеты лучи надвысоких энергий долетают в кратчайшие сроки. Тем, кто в этот момент будет находиться в воздухе, можно только посочувствовать. Они будут подвержены ощутимому воздействию радиации.

Насколько действенным будет это воздействие, невозможно предсказать. Но если влияние будет неоднократным, могут развиться различные очень серьезные заболевания.

В настоящее время пока еще нет исследований данного явления и особенностей его влияния на человека. Но зато есть факты: в 2003 году на Солнце были зафиксированы вспышки. Пассажиры рейса Чикаго — Пекин попали под поток излучения, и все ощутили сильное недомогание.

Обычно рейсы, не проходящие через полюс, подобным излучениям практически не подвержены, поэтому считаются безопасными. Хотя, как подтверждает данный факт, во время солнечной активности возможны и такие случаи.

Популярные мифы

Узнав о возможной опасности, человек старается принять меры. Но иногда такая забота о себе может принести только вред:

  1. Есть мнение, что если превышены дозы радиации, то их выводит из организма алкоголь. Если перелеты частые, есть риск приобрести вредную привычку и причинить своему организму еще больший вред.
  2. Некоторые говорят, что лучше всего летать ночью, когда солнце спрятано за горизонтом. И солнечное излучение, и космические лучи могут влиять и днем, и в ночное время. Ночной перелет только нарушит привычный график жизни, что особенно вредно для сердечников и гипертоников.

Поэтому излишние переживания лучше всего оставить и передать заботу о себе в руки специалистов авиакомпаний. Именно они, заботясь о здоровье своих сотрудников и пассажиров, проводят мониторинг прогнозов солнечной активности. На основе полученных данных затем в высоту полетов и вносятся поправки.

Поделиться записью:
Автор:
Владелец сайта и визового центра, постоянно самостоятельно путешествую и живу за границей, был более чем в 40 странах.
Оцените пост

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...
Добавить комментарий

 

Поделитесь своим мнением Прямо Сейчас.