Аэропорт Южный в Орле


Аэропорт в Орле Южный был переоборудован из бывшего военного аэродрома в 1981 году, который строился с расчетом принимать самолеты взлетным весом до 98 тонн. Жители города Орел могли летать в Москву, Минск, Саратов, Пензу, Тулу. Когда-то на его площадке стояло около 50 легких многоцелевых самолетов АН-2, ЯК-40, Боинг-737. Как получилось, что такое важное мощное предприятие оказалось банкротом? Существует ли план по его восстановлению? Нужен ли аэропорт городу?

аэропорт Южный в Орле

Вид на аэропорт Южный в Орле

В 80-е годы Аэрофлот был на самоокупаемости. Финансовый кризис привел к переходу на новые экономические отношения и существенному снижению платежеспособности населения, в результате чего объемы пассажирских и грузовых перевозок и востребованность малой авиации в сельскохозяйственных целях сократились более чем в 2 раза. Инфляция 1993 года привела к новому повышению тарифов и, несмотря на предпринимаемые правительством реорганизационные меры, престиж гражданской авиации упал.

Банкротство вместо строительства терминала

В 1988 году в городе зарегистрировалась первая частная авиакомпания России Трансаэро, которую власти Орла освободили от половины налогов. В обмен на эти льготы в аэропорту была модернизирована взлетно-посадочная полоса, и класс его вырос до второго – это значит, что количество перевозимых пассажиров в год составляло уже более 400 тысяч. В официальных документах он значился, как международный. Высокие чиновники области регулярно летали в Москву – для этого был выделен самолет Як-40 (губернаторский борт).

самолет Як-40

Так выглядел самолет Як-40

Планировалось строительство современного терминала, но этого не произошло, так как компания Трансаэро в 2004 году сменила место регистрации на Петербург. Через некоторое время в аэропорту Орла остались только старые самолеты. В 2006 году он был передан из федеральной собственности в региональную. А средств в области на его содержание не было. В результате штат работников был сильно сокращен, и остались только редкие рейсы чиновников в Москву.

По новым правилам для работы предприятия нужен был сертификат, но средств для его получения не нашлось. Кроме того, налоговая инспекция отменила льготы, которыми пользовался аэропорт, и пересчитала налог на землю за последние 3 года. Вместе со штрафами долг составил 300 млн рублей, и по решению суда предприятие было признано банкротом. Почему местные власти не пытались сохранить аэропорт? Сделки и планы в отношении него срывались постоянно.

В 2009 году Д. Медведев предложил внести Южный в программу развития авиации России. Планировалось сделать его привлекательным хабом. Через год общественности города был представлен макет аэропорта, но из-за недостатка средств дальше этого дело не продвинулось, и в 2010 году руководство Росавиации приняло решение исключить Южный из Госреестра гражданских аэродромов.

макет аэропорта

Современным российским авиакомпаниям прибыль приносят в основном международные перевозки, а внутренние считаются экономически невыгодными.

Надежда на восстановление аэропорта Орла появилась в 2011 году, когда его в числе 10 других внесли в Федеральную программу модернизации авиаузлов. Однако в 2013 Минэкономразвития РФ объявило это бесперспективным.

Логистический центр Черноземья?

В докладе авиационного инженера А. Иванова Аэродромы России есть данные о том, что в 1992 году в России насчитывалось 1302 аэродрома гражданской авиации, а в 2012-м действующих осталось только 315. Сегодня аэропорт Орла продолжает разрушаться: во многих зданиях выбиты стекла, 1 из ангаров обгорел, всюду уныние, заброшенность, остатки мебели, стендов, кучи мусора. Лишь некоторые помещения на его территории сданы в аренду предпринимателям.

Фото: внешний вид аэропорта “Южный” в настоящее время.

здание внутри аэропорта Южный

Жители г. Орел помнят времена, когда из орловского аэропорта было 27 направлений, причем 19 из них – в пределах области, и считают его восстановление генератором деловых связей и признаком экономического благополучия. Расположение города, наличие терминала для перегрузки морских контейнеров, автомобильная связь с соседними крупными городами, которые находятся почти на одинаковом расстоянии, позволяет использовать его в качестве логистического центра, обслуживающего Черноземье. Для современного города важно наличие площадок самолетов и вертолетов МЧС, здравоохранения.

Видео: как выглядит аэропорт Южный в настоящее время.

Тарифы на внутренние авиаперевозки в РФ по-прежнему отталкивают пассажиров, и поэтому спрос на билеты остается низким. По утверждению А. Иванова, во многих аэропортах страны совершается не более 5 взлетно-посадочных операций в сутки; 83% не загружены работой. И притом аэропорты должны соответствовать завышенным требованиям сертификации.

Или капитальное жилищное строительство?

По поводу восстановления Южного было много обещаний от местных чиновников. Об аэропорте вспоминают перед выборами. Губернатор Орловской области В. Потомский заверял, что власть вернется к поискам инвестора в 2024 году, однако конкурс на право концессии еще не был проведен. Некоторые специалисты считают, что учитывая нынешнее состояние аэропорта, его надо не реставрировать, а фактически строить заново, и на это необходимо минимум 3 млрд рублей. Проект должен иметь серьезное экономическое обоснование.

Реанимирование аэропорта Южного проблематично, так как около него за последние 20 лет построен микрорайон с высокими домами. Сегодня власть считает его возрождение перспективным, а завтра может принять решение об использовании территории в 400 га, на которой расположен аэропорт, в других целях, например, под жилищное строительство. Земля аэропорта находится в 6 км от центра Орла – лакомый кусок с очень прочной дорогой (взлетной полосой), коммуникациями и бетонным забором длиной в 13 км. Прокурор области 7 лет назад не дал его расчленить. Но процесс передачи большого участка земли аэропорта под видом концессии продолжается до сих пор.

Каковы перспективы?

Взлетная полоса, по оценке специалистов, сохранилась очень хорошо.

взлетная полоса аэропорта "Южный"

Так выглядит взлетная полоса аэропорта “Южный”

взлётная полоса аэропорта "Южный"

Сегодня власти города разрешили Орловской федерации планерного спорта для его развития и популяризации совершать обзорные экскурсии над городом на самолете Dynamic WT9, предназначенном для гражданской авиации. Клуб устраивает показательные выступления спортсменов-парашютистов с десантированием на площадке Южного.

Самолет Dynamic WT9

Обзорная экскурсия на самолете Dynamic WT9

Самолет Dynamic WT9

Прилетевший на аэропорт “Южный” самолет Dynamic WT9

выступление на площадке аэропорта Южного

Выступление служащих в Воздушно-Десантных войсках на площадке “Южного”

парашютисты на площадке Южного

Десантирование парашютистов на площадке аэропорта “Южного”

Жители Орла продолжают пользоваться услугами воздушного транспорта в соседних городах – Брянске и Курске, которые находятся от него на расстоянии 128 и 170 км, соответственно. Будущее аэропорта Южный остается неопределенным.

Поделиться записью:
Оцените пост

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...
Добавить комментарий

 

Аноним 12.11.2021 г.

Как и вся Орловская область.

Мирон 12.05.2022 г.

21-й век на дворе, а областной центр (да еще Орел) без аэропорта! Позор.

Александр 24.05.2022 г.

Аэропорт, это хорошо. Однако, даже работающие аэропорты закрывают и строят в стороне от городов. Южный находится в городе, почти в центре, между двумя микрорайонами с высотными домами.

Кто смог додумался его восстанавливать, особенно с учётом того, что в городе закрыты два моста, и в ужасном состоянии дороги?

Понятно, что миллиард хорошие деньги, но может быть стоит их потратить на что-то более нужное, полезное и реальное, а аэропорт, если он нужен, построить за пределами города? Это будет не намного дороже, но он будет работать. А в данном случае, все, скорее всего, закончится “освоением” миллиарда.