Образование и обучение в Монголии
Многие путешественники, планирующие посетить или переехать в Монголию, интересуются особенностями местной образовательной системы. Отличается она, в первую очередь, самобытностью и, несмотря на советское влияние, по-прежнему остается уникальной.
Содержание материала
История образования в Монголии
Вплоть до 1941 года основными образовательными центрами в стране являлись монастыри. Именно здесь граждане получали необходимые знания и умения. Основными предметами, которые преподавали в монастырях, являлась медицина на тибетском языке, буддийское богословие и прочие подобные дисциплины.
При этом перед началом обучения ребенок нередко проходил подготовку к нему дома, которая включала в себя обучение письменности и чтению по слогам. В роли преподавателей в Монголии выступали местное духовенство — ламы. Образование в Монголии проходило в монастыре и подразумевало посвящение ребенка в ламы, что значительно снижало число желающих получить знания.
Подобная ситуация привела к тому, что большая часть населения оставалось неграмотной, а светское образование, которое представляется наиболее востребованным в настоящее время, полностью отсутствовало.
Представители высших сословий, которые составляли не более 5%, отправляли своих детей для обучения за границу, где они могли получить нужные знания.
Под влиянием Советского Союза была проведена значительная образовательная реформа, которая предполагала использование в образовательном процессе кириллицы, заменяющей традиционные монгольские иероглифы. Данная потребность была вызвана полным отсутствием учебников на родном языке жителей страны. Реформа привела к значительному возрастанию процента грамотного населения до 93%, что дало толчок к дальнейшему развитию образования в этом государстве.
Дошкольное образование
В государстве наблюдается острая нехватка мест не только в столичных, но и в областных детских садах, что объясняется недостатком финансирования. Это привело к бурному развитию частных дошкольных учреждений, которые позволяют гражданам обеспечить ребенку необходимый уровень образования даже в условиях дефицита бюджетных мест.
Предпринимательская деятельность в этой сфере субсидируется со стороны властей, что позволило открыть свыше 80 частных заведений в столице страны — Улан-Баторе. Нормативы по наполнению групп соблюдаются исключительно в частных детских садах, в то время, как государственные аналоги сильно переполнены. Группы в столичных учреждениях могут предполагать до 30 детей, в то время как провинциальные сады в связи с переполненностью вмещают до 45 детей на одну группу.
Государственные учреждения не осуществляют обучение на русском языке, так как местное законодательство исключает возможность преподавания ученикам дошкольного возраста каких-либо языков, кроме монгольского. Однако частные садики нередко пренебрегают подобным запретом, что позволяет ребенку еще с детства обучиться двум языкам.
Школьное образование
Начиная с 1 сентября 2008 года, все школы этой страны перешли на новую программу обучения, предполагающую сразу несколько изменений, коснувшихся образовательного процесса.
Среди них упоминания заслуживают следующие моменты:
- срок обучения увеличивается с 11 до 12 лет;
- обучение в начальных классах проходят в форме игры;
- учебные дисциплины в начальных классах будут включать математику, монгольский язык, музыку, а также рисование;
- сокращение длительности занятий до 35 минут;
- возраст ученика для поступления в школу — 6 лет.
Однако подобные изменения характерны только для развитых регионов страны, где предусмотрено достаточное количество учреждений для получения образования. В сельской местности и малонаселенных районах практикуется отправка детей в школы-интернаты, где они проходят полный комплекс обучения, возвращаясь домой лишь на время каникул. Школьное обучение осуществляется на полностью безвозмездной основе, что делает его доступным для населения.
Система высшего образования
Первый вуз в этой стране открылся в 1942 году, что позволило гражданам получить высшее образование. Впоследствии появилось множество как государственных, так и частных учебных учреждений, которые осуществляют обучение по всему спектру современных специальностей, начиная от высшей математики и заканчивая традиционной медициной.
Тем не менее в последние годы стандарты образования в Монголии снизились, что привело к ситуации, при которой обеспеченные граждане стараются обучать своих отпрысков за границей.
Число студентов, обучающихся в вузах составляет порядка 35 тысяч, а основной проблемой представляется плата за обучение и общежитие.
Рост числа желающих получить место для проживания на время обучения привел к острому дефициту мест, породившему коррупцию в подобной сфере. Нередко студенты снимают жилье неподалеку от учебных заведений, что позволяет им решить вопрос проживания. Стоимость обучения, как правило, заметно превышает финансовые возможности граждан, ввиду чего многие берут кредит для получения образования.
Это компенсируется льготами, которые предоставляет администрация вузов для тех студентов, которые успешно справляются с освоением программы в течение трех семестров. В подобных ситуациях плата за обучение может быть снижена на 25-60%, что делает его доступнее. Важной особенностью считается наличие филиалов отечественных вузов, что позволяет русскоязычным резидентам и гражданам обучаться на родном языке.
Университеты и факультеты
Среди высших учебных заведений здесь есть как гуманитарные, так и технические университеты Монголии. При этом большая часть учреждений являются частными, государственные составляют меньшую часть.
Наиболее известны следующие вузы:
- Монгольский Государственный Университет. Основан в 1942 году, включает 12 факультетов, среди которых есть как технические, так и гуманитарные специальности.
- Монгольский Государственный Университет Техники и Технологии. Ранее представлялся частью крупнейшего монгольского вуза, факультеты которого охватывали как технические, так и гуманитарные дисциплины. Однако сейчас относится к самостоятельным заведениям. Факультеты включают архитектуру, энергетику, геологию инженерию, а также прочие профильные специальности.
- Медицинский Университет Монголии, обучающий студентов по программам традиционной медицины, стоматологического и социального направлений, фармакологии и биологии.
- Монгольский институт производства и торговли, основанный в 1924 году. Специализируется на подготовке специалистов на факультетах экономики и предпринимательства.
- Монгольский государственный университет образования, основан в 1951 году. Основной упор в сделан на подготовку профессионалов в области образовательной деятельности.
Данные вузы являются самыми востребованными среди граждан страны и путешественников (виза для поездки в Монголию на срок менее 90 дней россиянам не нужна), планирующих обучение. Однако помимо них существует множество частных учреждений, которые отличаются большим разнообразием специальностей и более легкими условиями поступления. Качество образования в столице — Улан-Баторе — значительно выше, нежели в провинциальных учебных заведениях.
Поиск работы в Монголии – следующий шаг для тех, кто желает остаться в стране надолго.
Узнайте 10 интересных фактов о Монголии из видео, которое мы для вас подобрали.
Здравствуйте, Анастасия! Мне 65 лет, являюсь сотрудником ПГТУ, преподаю английский язык. Меня заинтересовали вакансии в частном секторе, желательно онлайн. Монгольским пока не владею, но если понадобится, смогу освоить базовый уровень.
С уважением, Людмила Петровна.
Здравствуйте! Я учитель математики высшей категории, возраст 52 года, стаж 32 года. Профессиональная переподготовка по направлению “Менеджмент в образовании”, аспирантура, опыт работы заместителем директора по учебно-воспитательной и научно-методической работе в средней школе и педагогическом колледже. Мой муж профессионально занимается web-дизайном. Мы ваши соседи из Республики Алтай. Люблю детей и математику!:) Хотела бы найти работу в Улан-Баторе с предоставлением условий и жилья. 89833299369 j.dubenko@yandex.ru