Уровень урбанизации Китая

Сегодня проходят колоссальные изменения в жизни всех народов мира: люди покидают насиженные места и переселяются в большие города. Урбанизация Китая идёт стремительными темпами, нечто заставляет людей уезжать в города.

Вернуться к оглавлению

Что такое урбанизация?

Это процесс, когда жители сельских районов массово переезжают в города, вследствие чего их население значительно увеличивается, но численность населения страны остается прежней. Социальное неравенство сохраняется и даже возрастает: некоторые слои городского населения, в частности, средний класс, теряют значимость и приравниваются к нижнему.

Урбанизация Китая

Так как урбанизация происходит почти во всех странах, это меняет жизнь, как самих людей, так и системы мировых городов. Впервые за всю историю человечества половина населения планеты живет в городах.

Специалисты прогнозируют:

  • Через 30 лет жить в селах останется не больше трети человечества. Всего 2 века назад в городах жило не больше 3% населения Китая, а в середине прошлого столетия городскими жителями были не больше 30% людей.
  • Каждый день свыше 170 000 человек переезжают в город в поисках лучшей жизни для себя и своих детей.
  • В странах, которые развиваются, количество сельского населения ежегодно уменьшается на 60 млн. человек.
  • Если урбанизация продолжится в таких же масштабах, через 20-25 лет в Азии и Африке количество городского населения увеличится минимум в 2 раза.
Вернуться к оглавлению

История урбанизации Китая

В Китае на протяжении многих веков преобладало сельское население. С начала прошлого века постепенно увеличивалась доля городского населения. Это стало особенно заметно в 50-ых годах. К этому привело развитие промышленности, которая нуждалась в молодых рабочих руках деревенских жителей.

Из-за культурной революции в 60-70-ых годах начался регресс, но после реформ, направленных на кардинальную трансформацию китайской экономики, все начало снова меняться. Иностранные инвестиции обеспечили трудоустройство в городах большому количеству сельских жителей. По проценту урбанизации Китай занимает 101-ое место в мире, а среди – азиатских 5-ое.

Вернуться к оглавлению

Крупнейшие города и мегаполисы КНР

В современном Китае большая часть капитала, инфраструктуры и населения сконцентрированы в нескольких зонах.

Самые крупные агломерации Поднебесной – 15 городов:

  1. Гуанчжоу. В городе и близлежащих селах проживает более 65 млн человек.
  2. Шанхай – более 31 млн. жителей.
  3. Пекин – почти 21,5 млн человек.
  4. Тяньцзинь – 11,5 млн.
  5. Сямынь и Чанду – по 10 млн. человек.
  6. Ханьчжоу, Шаньтоу и Ухань – более 8 млн. человек в каждом.
  7. Шэньян, Чунцин, Нанкин – в каждом более 7 млн. человек.
  8. Сиань, Вэньжчоу, Циндао – около 6 млн. человек в каждом.
Уровень урбанизации

Уровень урбанизации в мире

Вернуться к оглавлению

Гуанчжоу

Транспортный, образовательный, культурный, научно-технический, экономический и политический центр южного Китая – Гуанчжоу. Благодаря удачному расположению еще 2 200 лет назад город был важнейшим портом на юге страны. Торговля с арабскими и персидскими купцами помогла Гуанчжоу уже тогда стремительно развиваться.

Заводы и промышленные предприятия Гуанчжоу, а их здесь сотни тысяч, производят разные виды товаров, начиная от газетной бумаги и заканчивая химическими веществами.

Гуанчжоу

Гуанчжоу — один из древнейших городов Китая

Вернуться к оглавлению

Шанхай

Город-порт – одновременно мировая фабрика, где выпускаются разные виды промышленной продукции и мировой потребитель. Из-за этого Шанхай называют мировым городом китайской специфики.

Точное время появления поселения неизвестно, но первые упоминания о нем датированы 10 веком. Тайфуны, наводнения, нашествие пиратов и захватнические войны не погубили его, и сегодня это один из самых крупных китайских городов.

Вернуться к оглавлению

Пекин

Столица Китая входит в число древнейших городов мира – его возраст превышает 3,3 тыс. лет. Среди первых 3 городов-миллионеров Пекин занял первое место и удерживает его на протяжении многих лет.

Пекин

После бурного роста промышленности, произошедшего в 20 веке, Пекин стал городом выдающихся достижений в культурной, научной и административной сфере

Вернуться к оглавлению

Тяньцзинь

Впервые на его месте 800 лет назад построены склады для хранения провизии для населения, которое жило в северных регионах. Позже, когда столицей страны стал Пекин, поселение начало расстраиваться, был устроен пост для охраны.

В средние века поселение быстро развивалось, и уже к началу 19 века стал большим городом. Сейчас Тяньцзинь –крупнейший центр легкой и тяжелой промышленности, торговли, экономического развития.

Вернуться к оглавлению

Сямынь

Впервые он, но под другим названием, упомянут в конце 3 века. С тех пор поселение меняло названия и предназначение: служило портом, защитой от пиратов, пунктом, где торговали с другими странами.

Сейчас Сямынь – крупнейший порт в Тайванском проливе. Согласно новым планам развития, здесь планируется строительство крупных промышленных предприятий, которые будут экспортировать свою продукцию за границу.

Вернуться к оглавлению

Чэнду

Основанный более 3 000 лет назад он ни разу не менял своего названия. Это важнейший центр связи, транспорта техники, науки, финансов и торговли. Именно здесь внедряются западные программы развития, инвестиционных вложений. Кроме того, Ченду называют новым урбанизационным центром. Согласно представленным данным по административному делению, Чэнду – центр 11 районов и 9 уездов.

Вернуться к оглавлению

Ханчжоу

Во времена домонгольской эпохи он был самым населенным поселением и столицей правящей тогда династии Южная Сун. Сейчас Ханчжоу считается крупным промышленным центром, в котором работают несколько тысяч китайских корпораций. Их продукция – машины, холодильники, термосы, различное оборудование и другие товары отправляются в магазины самого Китая и за рубеж. Местный аэропорт связан со всеми крупными городами Южной и Восточной Азии, что упрощает транспортировку продукции.

Вернуться к оглавлению

Ухань

Он входит в число самых древних городов мира: его возраст превышает 3 000 лет. Давным-давно Ухань был центром искусств, в частности, поэзии, столицей провинции, важным портом для доставки грузов из других стран.

Благодаря правильной экономической деятельности городского правительства только за последний год иностранные компании, в частности Франции, инвестировали в строительную сферу. Среди них и самое высокое – небоскреб в 125 этажей. Это пятое самое высокое здание Китая.

Вернуться к оглавлению

Факторы роста и прогнозы численности населения Китая

Иностранный капитал дал толчок развитию экономики страны, промышленности. Новые рабочие места – возможность трудоустроиться как горожанам, так и сельским жителям, переехавшим на ПМЖ.

Что касается факторов роста, статистические данные не всегда предоставляют точные цифры. Виной этому критерии, применяемые для расчета доли городского населения. Так, в 1953 году городом мог называться населенный пункт, количество жителей которого превышало 2,5 тыс. человек. 10 лет спустя к городу относились населенные пункты с количеством жителей от 3 000 человек, 70% которых работают не в сельскохозяйственной сфере.

После 1980 года критерии снова изменились: теперь городскими считались все, кто живет в крупном промышленном городе и в его окрестностях. Что касается занятости в сельском хозяйстве, необходимая доля так же была снижена.



Уровень урбанизации

Уровень урбанизации в разных сторонах света

Вернуться к оглавлению

Китайские города-призраки

С начала нового тысячелетия Правительством КНР одобрен проект, согласно которому было запланировано строительство новых городов. На каждый из них утвержден градостроительный план. Согласно документу, запланировано формирование всех элементов инфраструктуры.

Невзирая на быстрые темпы строительства, заселение новых городских зданий происходит медленно.

Так и появились в Поднебесной города-призраки, невзирая на наличие всего необходимого:

  • жилых кварталов;
  • обустроенных дорог и мест отдыха;
  • площадок под возведение объектов промышленности;
  • аэропортов;
  • больниц;
  • университетов;
  • школ;
  • недвижимости для арендаторов;
  • различных коммуникаций.

Хотя там жителей немного, инфраструктура функционирует и поддерживается в надлежащем состоянии.

Определить причину строительства новых мегаполисов невозможно. Эксперты уверены, в таком полузаселенном состоянии города-призраки будут оставаться недолго: их постепенно заполнят новые переселенцы из дальних сел. Этому будет способствовать и отличная планировка квартир в новых городах: при их разработке учитывались требования новой эпохи.

Вернуться к оглавлению

Миграция китайского населения

На протяжении всей истории видно, что Китай – страна, которую населяли относительно разобщенные группы населения. Из-за изменений в политике и экономике, произошедших во второй половине ХХ века, в стране нарастал миграционный процесс. Людей привлекали развивающиеся города с промышленными предприятиями, где было проще найти работу. Получившая образование деревенская молодежь начала массово возвращаться в села.

Миграционные потоки после Культурной революции направились в южные районы. Сегодня миграция населения в Китае продолжается.

Типы перемещения людей, так называемые формы урбанизации:

  • Временная. Связана с необходимостью на время переехать в город. Обычно это средние города у главных новостроек– здесь также требуются рабочие руки, что гарантирует достаточное количество рабочих мест, хоть и на небольшой период времени.
  • Постоянная. Население переезжает в город на ПМЖ. Это звено миграции – основа урбанистического процесса.
  • Сезонная. Люди без постоянной работы в сельском хозяйстве, переезжают на сезонные работы в города. После завершения работ они возвращаются домой.
Вернуться к оглавлению

Процентное соотношение городских и сельских жителей Китая

Есть несколько подходов, позволяющих определить долю урбанизированного населения.

Рост процента городских жителей:

  • 1950 – 11%;
  • 1960 – 17 %;
  • 1980 – 19%;
  • 1990 – 25%;
  • 2000 – 35%;
  • 2009 – 47%;
  • 2016 – 54%.
  • 2018 – 59,4%;
  • 2019 –60,6%.

В ближайшие годы темпы урбанизации Китая будут только возрастать. Пройдет минимум 30-40 лет, и от недостатка рабочей силы будет страдать уже сельскохозяйственная сфера в удаленных от мегаполисов и крупных городов.

Процент городского населения Китая

Процентное соотношение жителей городов и сел показывает ускорение урбанизационного процесса почти в 5 раз меньше, чем за 70 лет

В селах, расположенных рядом с большими городами, всегда будет спрос на работу: в этом случае крестьянский образ жизни и городская среда объединяются. Развитие старых предприятий и создание новых обеспечивает рабочие места, как на сезон, так и на круглый год.

Люди таких населенных пунктов смогут жить в селе и каждый день ездить на работу в город, где платят больше, хотя обычно у низкоквалифицированных работников условия труда такие же тяжелые, как и в сельском хозяйстве.

 

Вернуться к оглавлению

Развитие туристических и логистических центров

В сформированных на протяжении последних десятилетий крупнейших агломерациях, кроме капитала и производственных предприятий, сосредоточены также и туристические центры.

Признанный деловой центр – Гонконг. После возвращения в состав КНР, он стал играть важную роль в экономической сфере Китая. Там сконцентрировано большое число бизнес-центров. Кроме влиятельных китайских компаний, здесь имеются представительства крупных иностранных компаний.

Туристов в Пекин привлекает история города. Чтобы обеспечить постоянный приток путешественников, в столице создана уникальная туристическая инфраструктура.

Для ее успешного развития обеспечены все условия:

  • построены системы отелей разного уровня комфорта и стоимости;
  • из международного аэропорта Пекина идут рейсы во все уголки планеты;
  • обеспечено бесперебойное функционирование множества крупнейших транспортных узлов.


В составе агломерации Гуанчжоу находится крупнейший транспортный и деловой хаб Китая – Шеньчжень, с компаниями которого сотрудничают фирмы многих стран мира.

Если посмотреть на карту КНР, очевидно, что в восточной и южной части страны сосредоточены основные центры логистики и туризма. Это связано с близостью дельт крупных рек и близким расположением морей.

Все это способствует ускорению урбанизации. Развивающаяся экономика смогла незаметно, но глубоко внедриться в экономическую систему западных стран.

Но миграция населения имеет не только положительные стороны: урбанизация стала причиной экологических и социальных проблем. Их решение – первая задача как правительства страны (и не только Китая), так и крупных компаний всех сфер экономики.

Узнайте из видео: как живут русские в Китае, и какой уровень жизни в стране в 2020 году.

Экономист. Пишет экспертные статьи об экономике разных стран.

Насколько полезным был этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить его!

Мы сожалеем, что этот пост не был полезен для вас!

Давайте улучшим этот пост!

Отзывы, Комментарии и Обсуждение:
Добавить комментарий

 

Поделитесь своим мнением Прямо Сейчас.