Страны Прибалтики
С распадом Советского Союза было интересно наблюдать, как суверенные государства прокладывают самостоятельный курс к благополучию. Особенно интриговали страны Прибалтики, так как они уходили, громко хлопнув дверью.
В адрес РФ на протяжении последних 30 лет постоянно сыпались многочисленные претензии и угрозы. Прибалтийцы считают, что имеют на это право, хотя желание отделиться подавлялось армией СССР. В результате пресечения сепаратизма в Литве погибло 15 мирных жителей.
Содержание материала
Состав региона
Традиционно Прибалтику причисляют к странам Восточной Европы. Это связано с тем, что данный альянс был образован из освобождённых государств после Второй мировой войны.
Некоторые геополитики с этим не согласны и считают Прибалтику самостоятельным регионом, в который вошли:
Все три государства омываются Балтийским морем. Наименьшую площадь имеет Эстония, количество жителей — около 1,3 млн человек. Следом идёт Латвия, где проживает 2 млн граждан. Замыкает тройку Литва, население которой — 2,9 млн.
На основании небольшого количества жителей прибалтийские государства заняли нишу среди малочисленных стран Европейского Союза. Состав региона многонационален. Помимо коренных народов, здесь проживают русские, украинцы, белорусы, поляки и финны.
Большинство русскоязычных сконцентрировано в Латвии и Эстонии, около 28–30 % населения. Самой «консервативной» является Литва, где проживает 82 % коренных литовцев.
Для справки. Хотя страны Прибалтики испытывают высокий отток трудоспособного населения, они не спешат заселять свободные территории вынужденными переселенцами из Африки и Ближнего Востока. Руководители балтийских республик стараются искать различные поводы для уклонения от обязательств перед ЕС по расселению беженцев.
Политический курс
Даже находясь в составе СССР, Прибалтика значительно отличалась от других советских регионов в лучшую сторону. Здесь была идеальная чистота, красивое архитектурное наследие и интересное население, схожее с европейским.
Желание стать частью Европы у Балтийского региона было всегда. Примером служила Финляндия, стремительно развивающееся государство, отстоявшее независимость от Советов в 1917 году.
Шанс на отсоединение от СССР появился во второй половине восьмидесятых годов, когда вместе с перестройкой, пришли демократия и гласность. Эта возможность не была упущена, и в республиках начали открыто говорить о сепаратизме. Эстония стала пионером в движении за независимость, и в 1987 году здесь вспыхнули массовые акции протеста.
Под натиском электората ВС ЭССР издал Декларацию о суверенитете. В то же время Латвия и Литва последовали примеру соседа, и в 1990 году уже все три республики получили автономию.
Весной 1991 года на референдумах в странах Прибалтики была поставлена точка в отношениях с СССР. Осенью этого же года страны Прибалтики вошли в состав ООН.
Балтийские республики охотно переняли курс Запада и Европы по экономическому и политическому развитию. Советское достояние было предано порицанию. Отношения с РФ окончательно охладели.
Русские, проживающие в странах Балтии, были ограничены в правах. Через 13 лет независимости Прибалтийские державы вступили в Евросоюз и военный блок НАТО.
Экономический курс
После обретения суверенитета экономика Прибалтики претерпела существенные изменения. На место развитой индустрии в сфере промышленности пришли отрасли по оказанию услуг. Выросло значение сельского хозяйства и пищевого производства.
К современным отраслям промышленности можно отнести:
- Точное машиностроение (электротехнику и бытовую аппаратуру).
- Станкостроение.
- Судоремонт.
- Химическую промышленность.
- Парфюмерную промышленность.
- Лесопереработку (изготовление мебели и бумаги).
- Лёгкую и обувную промышленность.
- Пищевое производство.
Советское наследие по производству транспортных средств: автомобилей и электропоездов — полностью утрачено.
Очевидно, что промышленность Прибалтики не является сильной стороной в постсоветское время. Основной доход этим странам приносит транзитная отрасль.
После обретения независимости все производственные и транзитные мощности СССР достались республикам даром. Российская сторона не предъявляла претензий, пользовалась услугами и платила за грузооборот около 1 млрд долл. в год. Ежегодно сумма за транзит росла, так как экономика РФ наращивала темп, повышался грузооборот.
Для справки. Российская компания «Кузбассразрезуголь» отгружала своим покупателям через порты Прибалтики больше 4,5 млн тонн угля в год.
Советское наследие
Особое внимание стоит уделить монополии Прибалтики на транзит российской нефти. В своё время силами СССР на прибалтийском побережье был возведён крупнейший по тем временам нефтеналивной терминал Вентспилс. К нему был проведён трубопровод, единственный в регионе. Эта грандиозная система даром досталась Латвии.
Благодаря построенной индустриальной инфраструктуре РФ перекачивала через Латвию от 30 млн тонн нефти ежегодно. За каждый баррель Россия отдавала 0,7 долл. в качестве услуг за логистику. Доход республики уверенно рос по мере увеличения нефтяного экспорта.
Чувство самосохранения у транзитёра притупилось, что сыграет одну из ключевых ролей в стагнации экономики после кризиса 2008 года.
Работа прибалтийских портов обеспечивалась в том числе перевалкой контейнеров морского назначения (TEU). После модернизации портовых терминалов Санкт-Петербурга, Калининграда и Усть-Луги трафик через Прибалтику сократился до 7,1 % всего российского грузооборота.
Тем не менее за один год с учётом спада логистики данные услуги продолжают приносить трём республикам около 170 млн долл. в год. Эта сумма была в несколько раз выше до 2014 года.
На заметку. Несмотря на плохую экономическую ситуацию в РФ, к настоящему времени на её территории построено много транспортных терминалов. Это позволило значительно сократить нужду в транзитно-транспортном коридоре Прибалтики.
Неожиданное сокращение транзитного грузооборота негативно отразилось на прибалтийской экономике. Как следствие, в портах регулярно проходят массовые сокращения рабочих, которые насчитывают тысячи человек. Одновременно «под нож» пошли перевозки на ж/д транспорте, грузовые и пассажирские, приносящие стабильные убытки.
Политика транзитного государства и открытость для западных инвесторов привела к повышению уровня безработицы во всех отраслях. Люди уезжают в более развитые страны на заработки и остаются там жить.
Несмотря на ухудшения, уровень доходов в Прибалтике остаётся значительно выше, чем в остальных постсоветских республиках.
Юрмала потеряла доход
Камнем в огород экономики Латвии стал скандал 2015 года в шоу-бизнесе. Некоторым популярным певцам из РФ латвийскими политиками был запрещён въезд на территорию страны. Как следствие, фестиваль «Новая волна» теперь проводится в Сочи.
Кроме того, программа КВН отказалась проводить выступление команд в Юрмале. В результате туриндустрия потеряла большие деньги.
После этого русские стали меньше покупать в странах Балтии жилую недвижимость. Люди боятся, что можно попасть под политические жернова.
Различия между прибалтийскими державами
Каждая республика Балтии является индивидуальной, со своими национальными особенностями. Литва, несмотря на высокий уровень коренного населения, имеет внушительную польскую общину. Это обусловлено близким соседством с Польшей.
В Эстонии и Латвии самыми крупными общинами являются русские. Примечательно, что Литва предоставила гражданство всем жителям после независимости, а Латвия и Эстония этого не сделали. Гражданство было получено только этническим населением или репатриантами.
Расположение Эстонского государства на севере региона делает его сильно ориентированным на Северную Европу, где находятся такие страны, как Финляндия, Швеция, Норвегия. Даже эстонский и финский языки между собой очень схожи. А что касается всех трёх прибалтийских диалектов, то они совсем разные.
Правила въезда в регион
Все страны Прибалтики являются членами Европейского Союза, подписавшими Шенгенское соглашение. Чтобы въехать на территорию любой балтийской страны, посетителям необходимо оформить шенгенскую визу.
Исключение сделано для жителей Молдовы (БЕЗВИЗОВЫЕ СТРАНЫ ДЛЯ МОЛДОВЫ). Украинцам также не нужна виза для въезда в страны ЕС.
Примечательно, что несмотря на Балтийское побережье, морской пассажирский транспорт здесь развит слабо. А вот автомобильное сообщение довольно хорошо налажено. Кроме того, курсируют ежедневные прямые рейсы поездов, один из которых следует в Калининград.
Заключение
Вопреки трудным временам: это и череда экономических кризисов с 2008 года, и отказ РФ от транзитной логистики — Прибалтика уверенно себя чувствует на геополитической и экономической арене. Нордический характер и пунктуальность прибалтийцев не дают поводов странам Западной Европы упрекнуть регион в каких-либо нарушениях. Надежда на то, что отношения России и стран Прибалтики наладятся в ближайшее время, ничтожно мала.