Цена бензина в СССР
Многие автомобилисты со стажем вспоминают, что бензин в СССР стоил намного дешевле, чем в современной России. Они отмечают, что в прежние времена и цены на заправках были одинаковыми, не менялись ни в Москве, ни в Вологде, ни в Новосибирске. Это было связано с тем, что все АЗС были государственные и ценовую политику определяли госорганы.
Содержание материала
Маркировки и цены бензина в СССР
В Советском Союзе существовало большое разнообразие марок бензина, чем СССР всегда гордился. Самым ходовым и востребованным был А-72, цена на который за 1 литр составляла 70 копеек.
Такая цена бензина в СССР никого не отпугивала, поскольку при средней зарплате в 120–150 рублей автомобилисты могли заправлять полный бак и покупать дополнительную канистру бензина, чтобы возить с собой.
Марки бензина за весь период Советского Союза
К основным видам бензина и топлива в 1969 году в СССР относились марки, указанные в таблице 1 (стоимость приведена, согласно действующему тогда государственному стандарту).
Марка | Цена за 10 литров, которая была утверждена 29.11.1968. |
Авиационный | 1 р. 20 коп. |
Экстра (для мотоциклов и двухтактных двигателей) | 1 р. |
АИ-98 | 1 р. 05 коп. |
А-66 | 60 коп. |
Сланцевый | 60 коп. |
А-72 | 70 коп. |
А-76 | 75 коп. |
Топливная смесь | 80 коп. |
АИ-93 | 95 коп. |
Под топливной смесью понималась смесь, состоящая из бензина А-72 (25 частей) и автотракторного масла (1 часть), которое принялось для двухтактных двигателей.
В конце 1940-х – начале 1950-х гг. существовали следующие марки бензина:
- А-56.
- А-66.
- А-70.
- А-74.
А-70 и А-74 нужны были, чтобы заправлять иномарки, ЗИМы и ЗИС-110, которых в СССР было очень мало. Бензин марки А-56 нужен был для грузовых автомобилей ГАЗ и ЗИС. А-74 как и А-72 был неэтилированным.
АИ-93 продавался в начале 1980-х гг. на курортных трассах или в очень далёких сельских регионах. Чаще всего на АЗС встречались А-72 и А-76. Если бензина на заправке не было, то колонка обматывалась шлангом.
Редко продавали бензин АИ-98 и марки «Экстра». Его использовали в основном крупные государственные предприятия. Частным лицам данные марки бензина не отпускали.
Топливная смесь и бензин марки А-66 полностью пропали из продажи в 1970-х годах. Проблемы с А-72 начались в начале – середине 1980-х гг.
Бензин для государственных и не частных машин продавали в Советском Союзе за талоны, которые выпускал Государственный комитет по ценам, желающий регулировать цены на бензин в СССР.
Потом для не частников бензин и топливо стали отпускать за наличные деньги, за исключением двух периодов в конце 1960-х – начале 1970-х гг. и в начале 1980-х гг. Тогда были сделаны попытки ввести талоны на бензин для частников, которые вынуждены были искать такие талоны в продовольственных магазинах. В других местах реализация талонов не происходила.
Кто устанавливал стоимость бензина во времена СССР
Регулировкой цены на топливо и бензин в СССР занимался Государственный комитет цен. Работники этой структуры выпускали специальный прайс-лист на бензин, утверждая его в конце календарного года. Действие прейскуранта начиналось с первого января следующего года.
Небольшие отклонения от государственной цены допускались только в удалённых сибирских регионах. В остальных частях страны цены всегда были фиксированные.
Государственный комитет цен следил за тем, чтобы деньги на АЗС взимались за 10 литров, поскольку именно такой расчёт приводился в прейскуранте. Необходимость продавать бензин сразу по 10 литров объяснялась тем, что в стране не было сверхточных заправочных колонок.
Качество бензина и кто это контролировал
Качество бензина определял тот же Госкомитет цен, устанавливая соответствующие ГОСТы для разных марок бензина, дизельного топлива и топливной смеси. Очень редко встречался на АЗС разбавленный бензин, но за это учреждение могло сильно пострадать.
В каких годах повышались цены
Стоимость бензина в СССР менялась несколько раз. Динамика изменений цены отражена в таблице 2.
Таблица 2.
Период | Особенности | Исключения |
Начало 1970-х гг. | Поднялись на несколько копеек. АИ-93 подорожал на 5 коп. и стал стоить 1 р. | Повышение не коснулось бензина марки А-76 |
1978 г. | Цена повысилась в два раза | |
1981 г. | Цена повысилась в два раза |
В 1981 году 10 л. А-76 стоило 3 рубля, а АИ-93 повысился с 2 р./за 10 литров (цена на 1978 г.) до 4 р. за 10 литров.
Таблица 3. Стоимость 1 литра бензина в Советском Союзе по годам
Марка бензина | 1969 г. | Начало 1970-х гг. | 1978 г. | 1981 г. |
А-66 | 60 коп. | Вывели из продажи | – | – |
А-72 | 70 коп. | 75 коп. | Вывели из продажи | – |
А-76 | 75 коп. | 80 коп. | 1 р. 50 коп. | 3 р. |
АИ-93 | 95 коп. | 1 р. | 2 р. | 4 р. |
АИ-98 | 1 р. 5 коп. | 1 р. 10 коп. | 2 р. 20 коп. | 4 р. 40 коп. |
Сланцевый | 60 коп. | 65 коп. | 1 р. 30 коп. | 2 р. 60 коп. |
Экстра (для мотоциклов и двухтактных двигателей) | 1 р. | 1 р. 5 коп. | Мотоциклисты смешивали прямо на АЗС самостоятельно | – |
Авиационный | 1 р. 20 коп. | 1 р. 25 коп. | 2 р. 40 коп. | 4 р. 80 коп. |
Топливная смесь | 80 коп. | 85 коп. | 1 р. 70 коп. | 3 р. 40 коп. |
Сравнение цен на бензин во времена СССР с настоящим временем
Последнее подорожание произошло в 1981 году, тогда АИ-93 и А-76, стоил 3 и 4 р. соответственно за 10 литров. Сейчас эти марки бензина соответствуют А-95, стоимость которого по России варьируется от 44 до 48 рублей за 1 литр. Цену на бензин в городах России сейчас, можно узнать пройдя по данной ссылке.
Современных автомобилистов всегда интересовал вопрос, сколько стоил бензин в СССР. Сводные данные, начиная с 2001 года, приведены в таблице 4.
Таблица 4. Динамика цен на бензин А-95 и топливо в РФ в 2000-е гг. (за 1 литр в рублях).
Год | Цена |
2001 | 7 р. 90 коп. |
2002 | 9 р. 80 коп. |
2003 | 11 р. 30 коп. |
2004 | 14 р. 40 коп. |
2005 | 16 р. 80 коп. |
2006 | 18 р. 70 коп. |
2007 | 20 р. 30 коп. |
2009 | 24 р.30 коп. |
2010 | 25 р. |
2011 | 27 р. 40 коп. |
2012 | 26 р. 30 коп. |
2013 | 28 р. 90 коп. |
2014 | 29 р. 40 коп. |
2015 | 33 р. |
2016 | 35 р. 50 коп. |
2017 | 37 р. 10 коп. |
2018 | 45 р. 50 коп. |
2019 | 44–48 р. |
Таблица 5. Цены на ДТ, газ и бензин в 2021 году, в России
Марка бензина | Стоимость (в рублях) |
АИ-92 | 40,79–43,42 |
АИ-95 | 44,39–48,99 |
ДТ | 43,50–50,79 |
Газ | 22,90–24,5 |
Так раньше и зарплата была везде одинаковая, поэтому было справедливо, что в разных регионах одинаковая цена. Сейчас вообще не пойми что происходит с этими ценами, поднимают и поднимают цены. У меня тоже родственники все вспоминают цены на бензин во времена СССР, и качество было другое.
Во времена Советского Союза все товары широкого потребления и продукты дешево стоили.
Только в магазинах не было ничего. Олимпиада 80 джинсы “выкинули” 100 руб штаны. Зарплата инженера 120-130 руб/мес. Поделим на 30. 4 р/день. Завтрак 0.5, обед 0,8, ужин 0,6 Т.о поесть одному без изысков 1,9. осталось 2,1 руб. Это на бензин по 0,4 за литр т.е 5 литров 93-го. И куда Вы собрались его заливать, когда и на велосипед с моторчиком за 200 руб год собирать будете. Сам не понимаю как мы выжили в стране советов.
Обычные брюки, очень даже качественно сшитые хорошими крепкими нитками (не порвёшь) стоил примерно от 7 до 20 рублей. Костюм советский или из стран СЭВ от 45 до 70 рублей. Другое дело – не нравилось. Хочешь брюки клёш 32 см внизу – шей в ателье за 30 рублей. А первые московские джинсы Тверь (под Ливай Страусс) стоили 40 рублей. Простые джинсы и техасы были по 7-15 рублей. Иностранные штаны стоили от 150 до 200 рублей у спекулянтов. Потом, после 1985 года их стали продавать по 100 рублей в магазинах. А у кого размер был до 46, можно было ещё дешевле одежду в “Детском мире” покупать.
Обувь. Туфли на микропоре, не сносить, от 15 рублей. Кеды 4 рубля. Зимние полусапожки 40-45 руб. На подошве ЭРА с каблучком по 50-60 рублей. Сколько сейчас стоят туфли с подошвой на микропоре?
И это правильно! Правда, есть одно малюсенькое уточнение: все, что Вы описываете, надо было НЕ покупать, а ДОСТАВАТЬ, при условии ЕСЛИ ПОВЕЗЕТ! а все остальное – никаких вопросов!
Сейчас цену ставит сам продавец, а не государство. Покупают у государства за три рубля, а продают за десять рублей и это называется бизнес. Узаконенная спекуляция, раньше за это срок давали.
Не правда, наценка минимальная, цены отличаются в одном регионе очень мало, максимум пару рублей. Антимонопольная постоянно дерет за это.
да вы правы качество было лучше и цена доступна
Бензина в стране в то время было море разливное. Для предприятий от стоил вообще копейки, и никто его особенно не экономил. Частники перекупали ворованный бензин, на заправках старались не заправляться.
саляру сливали на землю на приемке чермета !!!
так как металлом стоил дороже !!!
7 копеек стоил 76 бензин в Советском Союзе.
В 1968г 76 бензин стоил 75 копеек.за литр.
7.5 коп за литр. 93 появился изумрудно зеленого цвета по 9,5 коп за литр. Это когда начали выпускать Жигули.
76 бензин стоил 7 копеек за литр. В 1978 году.
В 1968 году бензин НЕ мог стоить 75 копеек! По определению! И даже 7,5 копейки стоить НЕ мог!
Если в СССР при цене бензина 40копеек на зарплату в 150руб.можно купить 375л.а столько литров сейчас стоит 15тыс.руб.Так что я в зарпл.30тыс.руб.могу купить 750л.а то время я получая 150р.только 375л.
пустая бутылка -12 коп, с лимонадом 22коп /0,5л.
, а что ж ты не вспоминаешь бензин по 9 копеек, а зарплату -120 рублей ?, ученик и тот получал 45 р., 3й разряд – 95 рубл. у меня ЯВА работала на 76ом -7 копеек за литр и я на свои 95рэ. спокойно мог купить 1357литров , ну а когда здал на 6й разряд,- 1785литров!!!
А 66 стоил 6 р.
Какие-то цены заоблачные, помнится, ДТ – 6 коп. АИ-93-20 коп.
СССР существовал несколько десятков лет. Естественно, цены в разные года отличались немного друг от друга.
Цены в таблицах указаны за 10л
Где ты жил? Я начинал учеником в 65, зарплата была 30 рублей практически везде, потому что мы с друзьями искали повсюду. Получив 2 разряд, стал получать 40 рублей и, чтобы не сомневались, найти работу можно было только по блату или офигенному везению. Её просто не было! Пришлось ехать на всесоюзную молодёжную стройку Качканар, там и разряды повышали и зарплата значительно выше.
Пересчитайте проезд на трамвае. Тогда стоил три копейки)
У нас нет трамваев, мы пешком всей семьей ходим на работу и учебу. Вот это единственно, что так подорожало, даже самолеты и поезда не так ровно в 100 раз как и з/платы. А вот такси тоже не более чем в 100 раз у нас. Да и машин раз 10-20 стало больше, а бензин был 40 копеек, а сейчас 40 рублей.
Автобус 6 коп.
Это ты в Сургуте 30 штук получаешь, а в Западной части на периферии дай Бог 12 штук в месяц.
Я в Ставрополе получаю 40 000 р.
В те времена у наших родителей меньше уходило меньше приходилось тратить из своих зарплат. Это на школу, садик, лечение, проезд на общественном транспорте 6 коп. А коммуналка? Вы поднимите архивы.
Школа 5-6 руб ,садик около15 ,лечение без коньяка не приходи, проезд 5 копеек коммуналка 10-12 руб.
запросов было меньше)))
6копеек не было проезда. Проезд автобус, троллейбус 5 коп, трамвай 3 к.
В Самаре, Пензе, Саратове и т.д. автобус стоил 6 копеек
В 70-х годах 93 стоил 7 копеек. Мы у мужиков за 1 рубль покупали 20 литров бензина для мопедов. Наверное, или АИ-72 или АИ-76.
А в 80-х? В 79 в 2 раза и 81 в 2 раза подорожало топливо, о чем разговор тогда? В позднем СССР уже были проблемы с ценами.
Ну да! Это при том что средняя з/п в 1960г составляла 70р. Сравнить с нашим годом, в принципе то же самое и выходит!
В то время работа была у всех,а сейчас?!
40 за 10 литров! = 25 литров на рубль!= 2500 л (2,5 тонны) за 100 рублей!
40 копеек за 10 литров, наверное?
Совершенно правильно. Не за литр, а за 10 надо читать цены.
это солярка стоила 4 коп литр!
Русским по-белому написано – 4 р. за 10 литров, возьмите калькулятор, получите 40 копеек за литр. Грамотеи.
До 1975 г. бензин А-66 стоил 6 коп, А-72 стоил 7 коп. Соляра стоила 9 коп за литр.
Солярка НИКОГДА в СССР НЕ стоила дороже бензина самого дешевого! И не потому, что ее производство проще производства бензина, а по причине того, что ее в продаже НЕ было! В СССР автотранспорта дизельного, кроме грузовиков, НЕ существовало!
На талоне видно 10 литров – 70 коп., значит, литр – 7 коп.
Например, прейскурант 1968 года – это за 10 литров, а не за литр.
На фото посмотри, талон 1977 г., 70 коп.-10 л. Да и прайс с АЗС говорит о совершенно других ценах, отличающихся от тех, которые приводит автор в тексте. Видимо, у тебя и автора статьи с математикой совсем туго…
Таблица за 1968г. Автор, вы где её взяли? Цена за литр? 93 за 95 коп? В 84 году талоны в магазе на 93 бенз стоили по 40 коп за литр. Так , что не балаболь. Учи историю.
Это 93-й так стоил после 1982 г.
У Явы бак был 13 литров, так вот полный бак смеси (бензин с маслом) стоил 1 рубль 20 копеек. Вы читаете и верите тому, что написано, а я заправлялся и девчонок катал на двухцилиндровой Яве в 1972 году.
А вот 40 копеек Аи 91 стал стоить в 1984 году.
p.s.
Для тех, кто читает белым по-русски от тех, кто помнит: Ява – это прекрасный мотоцикл производства Чехословацкой республики.
Сергей, вы еще 40-е вспомните, посмотрите на цены в середине 80-х и всё встанет на свои места.
В таблице 3 цена не за 1, а за 10 литров. Точно помню, что бензин 6 коп., а солярка 3 коп. за литр.
Какая соляра для частников в СССР? Куда её лить? Тракторов и самосвалов у населения не было.
Просто при СССР была справедливость и работал закон. А сейчас правит бал наглость, воровство и беззаконие.
Если я мог свободно купить ворованный А-76 за полцены(3 рубля канистра) – это вы считаете иллюстрацией справедливости и хорошо работающего закона?
Цена – денежное выражение стоимости. Если товар дотируется, за счёт вечно порезанных расценок или за счёт планово-убыточных колхозов, цена м.б. ниже стоимости производства товара. Если государство не считает нужным дотировать цену, как в случае с автомобилями, золотом, водкой и т.д., цена м.б. намного выше стоимости.
Не знаю как золото, а в розничные цены на автомобили и алкоголь были заложены косвенные налоги даже не в сотни, а в тысячи %. Иллюстрация: в 70-х “Запорожец” стоил в 1,5 раза дороже базовой версии “Форд-Мустанга”( Естественно, если считать по ОФИЦИАЛЬНОМУ курсу рубль\доллар). Но понятие “рыночный курс” советский человек не способен воспринять по определению…
93 40 коп. стал в 1980 году, в 60 годы 93 не было, стоил 8 10 коп, правда всегда можно заправится на халяву с 83 года за Тюменскую обл. Поедешь и думаешь, как в рейс поедешь, думаешь, как вернутся на заправках по 20 литров отпускали и воровали.
Насколько я помню. У нас в Москве на Трубной была заправка, мне было 7 лет, это 1972 г. И хорошо помню ценники 4 копейки, 5 копеек за литр. Правда, не знаю, за какую марку бензина или дизеля, но цены точно помню, написаны были большими цифрами на каждой колонке на табличках.
Самолично в первой половине 80-х (вроде тогда ещё не всех генсеков похоронили) отцу покупал талоны на 76-й в местном магазине «Любитель» (там ещё электронику и для спорта-туризма продавали. Не помню точно, там ли я покупал себе велосипед, но портативный телевизор и уценённый мопед там покупали, это точно помню), в секции «Авто-Мото». Цена за талон на 10 литров была 3,50 рубля (это Сахалин). Запомнил ещё, что АИ-93 продавали примерно по 4,30-4,50 рубля за 10 литров.
При довольно хорошей зарплате в 150 р и цене бензина в 40 копеек, на зарплату можно было купить 375 литров бензина.
Сегодня, чтобы купить 375 литров по цене 44 рубля, необходимо зарабатывать 16 500 рублей, что полностью соответствует сегодняшним зарплатам и практическое большинство такие деньги зарабатывает.
Только в СССР коммуналка была не более 5 рублей. Питание одного человека — максимум 30 рублей в месяц. Медицина, обучение, даже отдых у многих был за счет государства. Так что от 150 рублей оставалось 100 рублей чистыми. А сегодняшних 16 тысяч даже одному человеку на жизнь не хватит на месяц.
Ну может, именно комната в коммуналке и обходилась в пятёрку. За скромную трёшку (60 квадратов общей площади, панельный дом) в семидесятых годах нужно было выкладывать около 22 рублей плюс электроэнергия по счётчику.
Ой! Хотел бы я посмотреть, как бы Владимир на рупь в день прожил, прокормился!
За 40 копеек покупаешь 10 литров бензина. получается 3750 литров за 150 рублей. При этом сегодня нужно зарабатывать не 16 500 а 165 000 рублей.
Не 10, а 1 литр . 40 копеек за литр в начале 80-х
Хорошая зарплата в середине 80х была около 200р.У меня отец в районном узле связи на селе получал 200 с копейками,мать оператор в почтовом отделе 180.Бензин в конце 80х продавали за наличку,и талоны ещё были.У меня был минскач,трояк полный бак.(78 соответственно).Бензин был дороговат,а вот солярка не стоила ничего7коп.11коп.потом 16коп.Мотоциклистам масло вообще бесплатно лили.
В 70-х годах брал 1,50 руб и ехал заливал полный бак мотоцикла плюс масло, на заправках заправляли за талоны, которые можно было купить в хозтоварах, а за деньги стою, смотрю, чтоб никого не было. И вот тогда заправщица и заправляла за деньги.
Многим кажется, что бензин в СССР был дешевле, но это не так. Цена 40 коп/литр на сегодняшние деньги при коэффициенте 150-200 равна сегодняшним 60-80 рублей за литр. Сейчас дешевле. Электроэнергия стоила 4 коп. за киловатт – это 6-8 рублей сегодняшних. Опять сейчас дешевле.
Это где зар. плата с коэффициентом 150-200% только у Москвы и Питере средняя по российским городам и весям 12-15 тыс.руб. в месяц.
Таблицы советского времени на 10 литров цены, а буржуйской России на 1 литр – не каждый сразу поймет.
Я помню, когда литр бензина стоил 7 коп. Это было 1961 по 1970.
Где ты мог купить в 61 году и что ты зоправлял? На мото все бесплатно брали.
Бензин А-66 стоил 35 копеек за 10 литров!
ВСЕ ЦЕНЫ В ТАБЛИЦАХ – ЗА 10 ЛИТРОВ, .а не за литр! Бензоколонки работали кратно 5-ти литрам!!!!
в 1987 покупал на заправке 76 по 6 коп. за литр
согласен и я его по такой покупал
В 1981 году 10 л. А-76 стоило 3 рубля, а АИ-93 повысился с 2 р./за 10 литров (цена на 1978 г.) до 4 р. за 10 литров.
Бенз. 76 стоил 7коп. Один литр
Помню в 75 у меня был мопед Верховина 3 . Родители давали деньги на школьные обеды , 1р 20коп в неделю. Экономил обеды не брал . Зато всю неделю после школы гонял на мопеде. Классное было время.
Детство и ранняя юность всегда классные. Потом — ну у кого как )
А теперь сравнить цены на бензин в СССР и в России по курсу соотношения доллара в годы СССР (средняя – 65 копеек) и в нынешней России – максимальная (пока) 78 рублей. Итак, 78:0.65=120, правильно? ПРАВИЛЬНО! Тогда цена АИ-93 в 1981 = 40 копеек, умножаем на 120 и получаем ВСЕГО 48 рублей! А в России сейчас 92 бензинчик пока выше 45 рублей мне НЕ встречался! По другим бензинам и говорить не приходится! Вопросы еще есть у товарищей совковосхвалителей?
А я помню когда бензин в 1969 г стоил 7 копеек и не надо нам по ушам тереть , что бензин в шестидесятые годы стоил чуть не 1 рубль за литр !!!!!!!!!!!