Экономика Индии
Лет 15–20 назад трудно было себе представить, что экономика Индии станет третьей в мире по уровню национального ВВП в 2023-2024 году, уступая КНР и США. Действительно, такое достижение зафиксировано МВФ и ВБ с 2016 года. Здесь есть колоссальные залежи земельных ископаемых, делающих страну одной из самых богатых в этом плане на планете.
Узнать правила въезда и уровень жизни в Индии можно на нашем сайте.
Содержание материала
Кратко о территории и населении
Бывшая колония Британской империи, а с 1947 года суверенная республика, Индия занимает всю территорию полуострова Индостан и углубляется в Азиатский континент. Государство граничит на севере с КНР, Непалом и Бутаном. На северо-западе соседствует с Пакистаном, а на востоке — с Мьянмой и Бангладеш.
Площадь Индии — 3 287 263 км², количество жителей приближается к отметке в 1,35 млрд человек. Полуостров омывается тремя морями: Аравийским, Бенгальским и Лаккадивским, входящими в акваторию Индийского океана.
Столицей государства является город Дели, в котором проживает 16,2 млн человек. Всего в Индии 27 городов-миллионников. Второй густонаселённый мегаполис — это Мумбаи, с населением 15,5 млн.
Страна состоит из 29 штатов и семи союзных областей. Жители общаются на национальном диалекте хинди, а также на английском языке (наследие колониальной истории). В некоторых штатах разговаривают на местных наречиях: бенгали, тамили, телугу и других.
Более 80 % жителей исповедуют буддизм. Остальные — приверженцы ислама, христианства и сикхизма.
Нужна ли виза в Индию узнайте здесь.
Промышленность
В 2024 году доля Индии в мировом ВВП равняется 3,28 %, что позволяет ей занимать седьмое место в рейтинге. Для сравнения, Россия находится на 11-м месте, обеспечивая 1,98 % в мировом ВВП.
Во всех секторах индийской экономики официально задействовано 20 % трудоспособного населения. Ключевыми факторами развития стали новые методы подхода правительства к добывающим и обрабатывающим отраслям. Среди самых мощных видов промышленности в стране отмечаются машиностроение, чёрная металлургия, энергетика, лёгкая и химическая промышленность.
Машиностроение
С большим перевесом в машиностроении Индии отмечена транспортная отрасль. Страна в больших количествах выпускает локомотивы, тракторы, автомобили, суда, самолёты и вертолёты. В процессе задействовано множество производств в различных регионах.
Так, локомотивы выпускают в Варанаси, дизельные двигатели — в Мумбаи и Калькутте, вагоны — в Ченнаи, самолёты строят в Бангалоре, а морские суда собирают в Вишакхапатнаме. Среди основных центров машиностроения можно выделить Бангалор, Бомбей, Калькутту, Мадрас и Хайдарабад. Самые известные компании:
- Tata Motors — крупнейший производитель грузовых и легковых автомобилей.
- Hindustan Aeronautics Limited — ведущая компания в сфере авиастроения (самолёты, вертолёты, авиадвигатели).
- Pipavav Defence and Offshore Engineering — крупнейшая частная судостроительная компания страны.
Для облегчения производственных циклов в тяжёлом машиностроении всё чаще используются наукоёмкие разработки и робототехника. А в более лёгком производстве, таком как выпуск мотоциклов, мопедов и велосипедов, основным ресурсом сборочного процесса пока остаётся живая рабочая сила.
Лёгкая промышленность
Среди основных направлений лёгкой промышленности Индии особенно выделяются хлопчатобумажное и кожевенно-обувное производство. В стране действует 750 крупных фабрик, выпускающих хлопчатобумажные ткани. Основная концентрация джутовых производств сосредоточена в штатах Гуджарат и Махараштра.
Кожевенная промышленность является одним из 10 лидеров в стране по экспорту продукции. За последние 30 лет индустрия существенно преуспела. От продажи за рубеж сырьевой базы уровень возрос до поставки готовых изделий хорошего качества.
Вот так выглядит структурная организация кожевенной промышленности Индии:
- Дубление и выделка.
- Кожаная одежда.
- Обувь и компоненты обуви.
- Кожгалантерейные изделия (перчатки, сумки, футляры и аксессуары).
- Шорно-седельные изделия.
В отрасли трудится около трёх млн человек, преимущественно женщины. Ежегодный экспортный оборот составляет три–четыре млрд долл.
Доля индийской кожи на мировом рынке составляет 10 %. Индия ведёт жёсткую конкурентную борьбу за рынок с Китаем, Вьетнамом, Индонезией и Таиландом, а также сильными конкурентами из Европы.
Сельское хозяйство
Наряду с крупными агрохолдингами-миллионерами соседствуют мелкие, полуубыточные крестьянские хозяйства. В общей сложности в отрасли задействовано почти 60 % населения. Доля сельскохозяйственной индустрии в формировании ВВП страны составляет около 20 %.
Из общего количества импортируемых товаров почти 15 % приходится на продукцию с/х отрасли. Среди основных выращиваемых культур — рис и пшеница. Следующими по значимости для индийцев являются картофель и кукуруза.
Во главе перечня технических культур следующие: сахарный тростник, соя, бананы. Индия является одним из самых крупных производителей сахара в мире.
Особое место в с/х отрасли занимает животноводство. В преобладающем большинстве местные крестьяне и крупные холдинги выращивают крупный рогатый скот, свиней, овец и верблюдов.
По количеству крупного рогатого скота Индия первая в мире, но по внутреннему потреблению говядины страна находится в аутсайдерах. Такой контраст объясним религиозными убеждениями, так как у индусов корова считается священным животным.
Какие доступные вакансии и заработные платы в стране узнайте на нашем сайте.
Энергетика
Стремительное развитие страны способствует увеличению потребления энергии. Основные виды энергоресурсов — это уголь и нефть. Они занимают больше 80 % из общего числа потребляемых источников энергии.
Стране не хватает внутреннего сырья. Добываемые ресурсы составляют всего 25 % от общего потребления. Государство вынуждено импортировать недостающие 75 % энергоресурсов.
Местный уголь невысокого качества и не всегда пригодный для ТЭС. Поэтому Индия закупает тот, что завозится даже из Австралии.
Прогноз энергопотребления и зависимости Индии от импорта энергоресурсовЧто касается ядерной энергетики, то её доля составляет всего 10 % от общего количества вырабатываемой энергии. В стране нет денег для постройки необходимого количества АЭС.
Финансовый сектор
Банковский и финансовый сектор Индии существенно помогают растущей экономике. На протяжении последних 30 лет в стране ведут деятельность национальные и частные финансовые институты. Они включают в себя:
- Сообщества иностранных и институциональных инвесторов.
- Лизинговые и кредитные компании.
- Инвестиционные фонды.
- Венчурные компании.
- Рынки валютных операций.
К этому стоит добавить, что страна обладает своим фондовым рынком. Национальная биржа Индии основана в 1992 году в городе Мумбаи. Работать фондовый рынок начал с 1994 года.
Спустя шесть лет биржа вышла на телетрейд, что позволило частным трейдерам осуществлять операции с ценными бумагами через интернет-площадки. За время суверенитета и независимости от Британии банковская система Индии перенесла множество преобразований.
Изначально пришедшие на рынок иностранные банки обслуживали исключительно состоятельных и богатых граждан страны. В данный период финансовые организации предлагают массу кредитных продуктов населению и охотно открывают счета с минимальными депозитами.
Туризм
Ежегодно поток туристов растёт. Это вносит весомый вклад в экономику страны. По последним оценкам, вклад туристической отрасли в ВВП страны составляет около 7 %. Дабы подстегнуть развитие туриндустрии, в стране обновляется инфраструктура.
Однако темпы модернизации оставляют желать лучшего. Но туристов не отпугивает бедность и простота обслуживания. Иностранцев влечёт первозданная природа и живописные места.
По мере развития туристической отрасли меняются сфера услуг, пищевая индустрия, фармацевтика и медицина, ювелирное ремесло и информационные технологии. На сегодняшний день в туризме Индии официально задействовано порядка 40 млн жителей. Самыми популярными направлениями для отдыха в стране являются:
- Горнолыжные курорты — это трассы в Гималаях, которые покрываются снегом с конца ноября. С каждым годом горнолыжных курортов становится больше.
- Лечебные курорты, практикующие аюрведическое исцеление души и тела природными средствами.
- Пляжный отдых. На полуострове, окружённом морями, это самый излюбленный вид времяпрепровождения у туристов и местных жителей.
Подробнее о туризме в Индии узнайте из видео, представленном ниже.
Русские туристы являются самыми многочисленными среди посетителей штата Гоа (седьмой год подряд). Ежегодно на ГОА приезжает порядка 450 тыс. россиян. Статистика приведена в местном издании The Navhind Times (2018), на основании анализа рынка туристических ассоциаций штата.
Транспорт Индии
Наиболее развитыми являются автомобильные, железнодорожные и корабельные перевозки. Существенно меньше развито авиасообщение. Главные транспортные артерии страны — это автодороги, соединяющие все населённые пункты. Их общая протяжённость составляет около шести млн км.
По этому показателю Индия занимает третье место в мире. Так как более развито автомобильное сообщение, то на грузоперевозки таким способом приходится 80 %, а на пассажироперевозки — 65 %. Общественный транспортный парк страны на 90 % состоит из автобусов.
Для индивидуального перемещения индийцы и гости страны пользуются такси и авторикшами (трёхколёсными крытыми мотороллерами). Железнодорожное сообщение в стране существует с середины XVIII века.
С самых истоков железными дорогами владеет государственное предприятие Indian Railways. К началу нового тысячелетия протяжённость путей составляла около 65 000 км.
Заключение
О жизни в Индии подробней узнайте из видео, представленном ниже.
Экономика Индии продолжает показывать стремительный рост. Скорее всего, мир станет свидетелем очередного прорыва, как это уже произошло с Китаем. Сейчас государство на шестом месте среди космических держав. Это хороший знак, привлекающий большое количество инвесторов.