Государственная программа занятости населения в Беларуси
12.02.2016 министерством труда была разработана и утверждена государственная программа занятости населения республики Беларусь. Годы её реализации – 2016-2020 гг.
Содержание материала
Разработка госпрограммы
Государственная программа была разработана на фоне высокого роста безработицы в Беларуси.
Согласно 41 статьи Конституции РБ, государство обязуется гарантировать гражданам право на труд. Это право, согласно закону о занятости РБ, является наиболее достойным способом самоутверждения человека.
Он имеет право определяться:
- с профессиональной деятельностью;
- видом деятельности;
- местом осуществления деятельности.
Полный текст закона о занятости населения можно прочесть по ссылке.
Если человек, по независящим от него причинам, испытывает затруднения с трудоустройством в Беларуси, государство обязуется гарантировать ему обучение по наиболее востребованным на рынке труда специальностям. А также законом предусматривается повышение квалификации и предоставление других видов помощи.
Основные цели программы
Главной целью является реализация прав граждан Беларуси на труд, предоставленных им Конституцией.
План реализации
План реализации программы выглядит так:
- улучшение условий труда;
- модернизация производств в фирмах;
- снижение воздействия опасных производственных факторов;
- проведение мероприятия, которые посвящены всемирному дню охраны труда;
- предоставление отчёта, видео и фотоматериалов;
- применение средств коллективной защиты при возведении сооружений и зданий;
- участие в смотрах на лучшую организацию работы по охране труда;
- периодическое освещение всех актуальных вопросов в СМИ.
Возможные риски
Вероятные риски выглядят так:
- организационные – обусловлены нехваткой высококвалифицированных кадров и неэффективным управлением;
- макроэкономические – связаны со снижением общего уровня жизни населения, с ухудшением внешней и внутренней экономической конъюнктуры, а также с массовым увольнением работников;
- финансовые – могут быть вызваны сокращением средств, которые затрачиваются на социальную сферу, а также с недостаточным объёмом финансирования;
- правовые – связаны с изменениями в законе, а также с продолжительностью периода формирования нормативной правовой базы.
Эти риски могут быть существенно снижены на фоне правильного распределения государственных средств и ресурсов.
Допускается также привлекать деньги из других источников, которые официально не находятся под запретом.
Какие мероприятия были проведены
В рамках реализации государственной программы были проведены следующие мероприятия:
- переселение из неблагоприятных районов на новое место жительства около 100 семей лиц, не имеющих постоянной работы;
- оказание содействия при трудоустройстве 96 000 человек (при активном участии сотрудников службы занятости);
- проведение оплачиваемых общественных работ (участие приняли 23 000 человек);
- переквалификация служащих (в программе участвовало 4 100 человек).
В 2023 году в белорусские центры занятости обратилось до 130 000 человек. На учёт в качестве безработных было поставлено 72 000 белорусов.
Узнайте о пособиях по безработице в РБ из статьи на нашем сайте.
Спрос на сотрудников по рабочим специальностям составляет 65% от общего числа вакансий. Коэффициент напряжённости на рынке труда на 2023 составил 0,3% человек/1 вакансия.
Коэффициент напряжённости по областям выглядит так:
- Минск (и районы)– 0,3% человек/1 вакансия;
- Брест (и районы) – 0,5% человек/1 вакансия;
- Могилев (и районы) – 0,3% человек/1 вакансия;
- Витебск (и районы) – 0,5% человек/1 вакансия;
- Гродно (и районы) – 0,3% человек/1 вакансия;
- Гомель (и районы) – 0,4% человек/1 вакансия.
Оценка эффективности
Эффективность реализации госпрограммы оценивается каждый год. Результаты представляются в составе ежегодного отчета Минтруда РБ.
Оценка эффективности предполагает 5 этапов:
- оценка степени решения задач отдельной подпрограммы;
- оценка степени достижения цели Государственной программы;
- оценка среднего уровня степени достижения цели госпрограммы и решения поставленных задач подпрограмм;
- определение эффективности реализации отдельной подпрограммы;
- определение эффективности реализации госпрограммы.
Если эффективность госпрограммы была определена как низкая, то заказчик подпрограмм несёт за это ответственность. Он понесёт наказание в соответствии с законом РБ, за неэффективное использование затрачиваемых ресурсов, а также за невыполнение или неправильное выполнение важных показателей.
Узнайте на нашем сайте о зарплатах в Беларуси в 2024 году.
Заключение
Особое внимание уделяется трудоустройству молодёжи в возрасте 18–35 лет.
Они могут обращаться в действующий Банк вакансий.
Там имеются все сведения относительно свежих вакансий в стране. Этот вопрос регулируется порталом государственной службы занятости.